г. Казань |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А55-6128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителей:
заявителя - Уколова О.С., директор; Идрисова Н.Т., доверенность от 01.12.2011 б/н,
ответчика - Авериной Л.В., доверенность от 21.12.2011 N 469,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-6128/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДиссентГрупп", г. Самара (ИНН 6316150290, ОГРН 1096316013090) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения от 25.03.2011 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, в районе дома 11, с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДиссентГрупп" (далее - ООО "ДиссентГрупп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения от 25.03.2011 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, в районе дома 11, и понуждении принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Директор и представитель общества, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара о времени и месте судебного разбирательства уведомлен, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2010 между обществом с ограниченной ответственностью "Зеленый мир" (далее - ООО "Зеленый мир") (продавец) и ООО "ДиссентГрупп" (покупатель) был заключен договор купли-продажи временного строения - модульного павильона, расположенного на земельном участке площадью 100 кв. м по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, в районе дома 11.
Земельный участок общей площадью 100 кв. м, кадастровый номер 63:01:06 28 002:238, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, в районе дома 11, под временный модульный павильон, используемый в административных целях, Министерством (арендодатель) был передан в аренду ООО "Зеленый мир" на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, от 16.12.2009 N 1309а-2009/2013 сроком до 22.10.2013, о чем 18.05.2010 в установленном законом порядке была сделана запись регистрации.
Дополнительным соглашением от 15.11.2010 к указанному выше договору аренды от 16.12.2009 N 1309а-2009/2013, заключенным между Министерством и обществом на основании заявления от 20.10.2010 N 25990 договора от 22.07.2010 передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, от 16.12.2009 N 1309а-2009/2013, была заменена сторона по договору, арендатором земельного участка под временным модульным павильоном стало ООО "ДиссентГрупп".
17 января 2011 года общество обратилось в Министерство с заявлением N 12-1/006/11-с о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка с приложением всех необходимых на то документов в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
На запрос Министерства о предоставлении сведений Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара письмом от 15.11.2010 N Д050101/19498-0-1 о предоставлении информации сообщил, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоквартирной жилой застройки средней этажности (Ж-3), а также, что указанный участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования.
Министерство решением (письмом) от 25.03.2011 возвратило заявителю документы, приложенные к заявлению от 17.01.2011 N 12-1/006/11-с о предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на статью 36, пункт 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2.3 Порядка.
ООО "ДиссентГрупп", считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорный земельный участок не изъят из оборота, запрет на его приватизацию не установлен, указанный земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, пришли к выводу, что оспариваемый обществом отказ не соответствует статьям 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", в связи с чем удовлетворили заявленные обществом требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Вместе с тем в соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9-2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются и в том случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что документы, поданные ООО "ДиссентГрупп" вместе с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка за выкуп, соответствуют вышеуказанным нормам, использование заявителем испрашиваемого земельного участка соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен указанный земельный участок, и на нем расположен временный модульный павильон, право собственности на который возникло у общества на основании договора купли-продажи от 22.07.2010, принимая во внимание, что доказательств изъятия данного земельного участка из оборота, установленного федеральным законом, запрета на приватизацию земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд Министерством не представлено, пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство, отказав в предоставлении в собственность за выкуп ООО "ДиссентГрупп" земельного участка площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Гаражная, в районе дома 11, под временным модульным павильоном, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы, что у Министерства отсутствуют основания для предоставления обществу спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, так как заявитель обращался в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка не в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации или пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, а по основаниям, предусмотренным порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Ссылка Министерства на абзац 3 пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о том, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается.
Указанное постановление было принято до внесения поправок в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности").
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 по делу N А55-6128/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Министерства на абзац 3 пункта 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о том, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается.
Указанное постановление было принято до внесения поправок в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности")."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2012 г. N Ф06-11391/11 по делу N А55-6128/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6241/12
04.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6241/12
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11391/11
29.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8916/11
15.06.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-6128/11