г. Казань |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А55-13830/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца - Кирсанова Д.Б., доверенность от 30.12.2011 N 9662,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАРЭМ+Волжские электрические сети", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 (председательствующий судья Селиверстова Н.А., судьи Карпов В.В., Морозов В.А.)
по делу N А55-13830/2010
по иску закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558) к обществу с ограниченной ответственностью "МАРЭМ+Волжские электрические сети", г. Самара (ИНН 6312058663, ОГРН 1046300132614), с участием третьего лица: Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, г. Самара, о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 698 157 руб. 24 коп,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - истец, ЗАО "СГЭС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к обществу с ограниченной ответственностью "МАРЭМ+Волжские электрические сети" (далее - ответчик, ООО "МАРЭМ+Волжские электрические сети") о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 698 157 руб. 24 коп. за период с 01.02.2010 по 31.05.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Заявитель кассационной жалобы указал на нарушение судами норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "МАРЭМ+Волжские электрические сети" и ЗАО "Самарские городские электрические сети" являются смежными территориальными сетевыми организациями.
Поскольку между сторонами договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не заключен, истец, исходя из количества перетока электрической энергии за период с февраля по май 2010 года и ссылаясь на неоплату ответчиком услуг по передаче электрической энергии, обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 698 157 руб. 24 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные исковые требования, правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителем услуг по передаче электрической энергии в отношениях между двумя сетевыми организациями являются обе стороны.
Расчеты по заключаемому сетевыми организациями договору на основании пункта 42 Правил N 861 осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" предусмотрено, что в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с методическими указаниями. При этом все сетевые организации обязаны провести расчеты строго в соответствии с методическими указаниями.
В случае если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток согласно пункту 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 N 80 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" с 01.01.2010 установлены двухставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Двухставочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ответчиком и истцом составляют 136468,75 руб./МВт-месяц - ставка за содержание электрических сетей (плата за заявленную мощность) и 0,46 руб./МВт-час - ставка на оплату технологического расхода (потерь).
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 31.03.2010 N 10 внесены изменения в приказ от 28.12.2009 N 80, в соответствии с которыми в паре смежных сетевых организаций первая - организация - плательщик, вторая - получатель платы.
Согласно пункту 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа.
При этом базой для расчета ставки индивидуального тарифа на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации (пункт 52 Методических указаний).
Судами установлено, что договор на оказание услуг по передаче электрической энергии между сторонами не заключен.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии между сторонами договорных отношений, исключающих, по его мнению, неосновательное обогащение, подлежит отклонению, поскольку возникшие между истцом и ответчиком правоотношения не охвачены условиями договора от 05.05.2008 N 89-ВЭС, на который ссылается ответчик.
Как следует из материалов дела, истцом рассчитана сумма неосновательного обогащения исходя из количества перетока электрической энергии за период с февраля по май 2010 года.
Из расчетной таблицы к экспертному заключению по сетевой организации ЗАО "СГЭС" при установлении тарифа на 2010 год определена величина заявленной мощности на год - 4,18 мВт.
Ответчик в суде первой и апелляционной инстанций не заявлял возражений относительно указанной величины заявленной мощности.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости расчета объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, исходя из фактически переданной, а не заявленной мощности, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам от 31.12.2008 N СН-7880/12 "О заявленной мощности при расчете услуг на передачу электрической энергии" расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям производится в соответствии с пунктами 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции Приказа ФСТ России от 21.10.2008 N 209-э/1).
Таким образом, при расчете тарифов на услуги по передаче на основании вышеуказанных пунктов Методических указаний используется заявленная мощность потребителей.
Пунктом 50 вышеназванных Методических указаний предусмотрено, что стоимость услуг исполнителя при применении двухставочного тарифа складывается из двух составляющих: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя и единой ставки на оплату технологического расхода электроэнергии.
Обязанность сетевой организации по обеспечению величины заявленной мощности и корреспондирующая ей обязанность ответчика оплатить такую мощность вытекает из норм действующего законодательства, поскольку на сетевую организацию возлагается обязанность обеспечивать заранее определенную мощность, которую потребитель услуг в любой момент может потребить, что прямо следует из подпункта "б" пункта 13 Правил N 861.
Таким образом, величина заявленной мощности является необходимым условием для определения стоимости услуг по передаче электрической энергии и участвует в определении тарифа, который подлежит государственному регулированию.
Сведения о заявленной мощности для расчета тарифов представлялись сетевыми организациями, в отношении которых производилось тарифное регулирование.
Ответчик за весь спорный период имел возможность в любое время принимать электрическую энергию по заявленной мощности.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А55-13830/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа.
При этом базой для расчета ставки индивидуального тарифа на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации (пункт 52 Методических указаний).
...
Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам от 31.12.2008 N СН-7880/12 "О заявленной мощности при расчете услуг на передачу электрической энергии" расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным сетям производится в соответствии с пунктами 50, 51 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции Приказа ФСТ России от 21.10.2008 N 209-э/1).
...
Обязанность сетевой организации по обеспечению величины заявленной мощности и корреспондирующая ей обязанность ответчика оплатить такую мощность вытекает из норм действующего законодательства, поскольку на сетевую организацию возлагается обязанность обеспечивать заранее определенную мощность, которую потребитель услуг в любой момент может потребить, что прямо следует из подпункта "б" пункта 13 Правил N 861."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 января 2012 г. N Ф06-11169/11 по делу N А55-13830/2010