г. Казань |
|
30 января 2012 г. |
Дело N А72-1999/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г, Закировой И.Ш.,
в отсутствие представителей - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное обслуживание"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2011 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А72-1999/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальное обслуживание", г. Димитровград Ульяновской области (ИНН 7302029908, ОГРН 1057302015792), к отделу надзорной деятельности по г. Димитровграду Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Димитровград Ульяновской области,
об оспаривании предписаний, с участием заинтересованных лиц, заместителя главного государственного инспектора г. Димитровграда по пожарному надзору Мещерякова В.В., Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, г. Ульяновск Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальное обслуживание" (далее - ООО "Коммунальное обслуживание", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к отделу надзорной деятельности по г. Димитровграду УНД ГУ МЧС России по Ульяновской области (далее - ответчик) об оспаривании предписаний от 14.01.2011 N 327/577/3/10 и от 14.01.2011 N 327/577/4/5.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 данное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 10.12.2010 N 327/577 ответчиком в период с 14.12.2010 по 14.01.2011 проведена плановая выездная проверка ООО "Коммунальное обслуживание".
В результате проверки выявлены нарушения, на устранение которых обществу выданы предписания от 14.01.2011 N 327/577/3/10 и N 327/577/4/5. Данными предписаниями установлена обязанность в срок до 01.07.2011 устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с вынесенными предписаниями общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования, судебная коллегия считает выводы судов основанными на правильном применении норм права и соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Указ N 868) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с Указом N 868 Правительство Российской Федерации постановлением от 21.05.2007 N 305 утвердило Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее - Положение).
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемые предписания выданы неуполномоченным лицом, судебная коллегия отклоняет, по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями пункта 5 Положения государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение к приказу МЧС России от 31.10.2011 N 652 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны").
Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны" органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны, являются МЧС России и его территориальные органы, а должностными лицами МЧС России, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, являются начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых в ходят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлено, что поскольку пунктом 2.1 Положения об отделе государственного пожарного надзора по г. Димитровграду Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ульяновской области, ответчик является структурно-территориальным подразделением УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, одной из основных задач отдела, а должностной инструкцией заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Димитровграду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области Мещерякова Владимира Владимировича на указанное должностное лицо возложена функция организации и осуществления, в том числе, надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции признает, что оспариваемые предписания вынесены уполномоченным лицом в рамках установленных действующим законодательством полномочий.
Доводы ООО "Коммунальное обслуживание", изложенные в кассационной жалобе о том, что ответчиком не правильно истолкованы и применены нормативно правовые акты при вынесении предписаний и то, что общество не является объектом надзора в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и соответственно не должно нести обязанности по соблюдению требований в области гражданской обороны и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, судебная коллегия также отклоняет.
Как правомерно установлено судами обеих инстанций общество не является лицом, эксплуатирующим потенциально опасные производственные объекты, однако при вынесении оспариваемых судебных актов суды правомерно учли то обстоятельство, что в месте нахождения ООО "Коммунальное обслуживание", г. Димитровград, расположено предприятие, эксплуатирующее ядерные реакторы (открытое акционерное общество ГНЦ "НИИАР").
Суд кассационной инстанции считает, что примененные судом первой и апелляционной инстанции Федеральные законы от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правомерно указывают на наличие у общества обязанностей по выполнению как мероприятий по гражданской обороне, так и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные нормы не предусматривают условий, освобождающих какие-либо организации от исполнения этих обязанностей. Указанные в оспариваемых предписаниях постановления Правительства Российской Федерации и Приказы МЧС России конкретизируют требования указанных федеральных законов.
Как правомерно установлено судами обеих инстанций оспариваемые предписания лишь указывают на наличие у общества соответствующей обязанности, установленной нормативными актами, и на необходимость устранения таких нарушений.
Требования оспариваемых предписаний, требующие от общества материальных затрат, не конкретизированы и оставляют за обществом свободу выбора исполнения этих требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Коммунальное обслуживание" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 по делу N А72-1999/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальное обслуживание", г. Димитровград, из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны" органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны, являются МЧС России и его территориальные органы, а должностными лицами МЧС России, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, являются начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых в ходят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители.
...
Суд кассационной инстанции считает, что примененные судом первой и апелляционной инстанции Федеральные законы от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правомерно указывают на наличие у общества обязанностей по выполнению как мероприятий по гражданской обороне, так и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
...
Согласно пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2012 г. N Ф06-11791/11 по делу N А72-1999/2011