г. Казань |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А12-22826/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.03.2011 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А12-22826/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БранДмауэр" к управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, заинтересованные лица: администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью проектно-строительное объединение "Волгоградгражданпроект", о признании незаконными решения антимонопольного органа, а также бездействия Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БранДмауэР" (далее - ООО "БранДмауэР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган), Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Управление архитектуры и градостроительства) с заявлением о признании незаконным приказа антимонопольного органа от 13.11.2010 N 470 о внесении сведений в отношении ООО "БранДмауэР" в реестр недобросовестных поставщиков; об обязании антимонопольного органа исключить ООО "БранДмауэР" из реестра недобросовестных поставщиков; о признании незаконным бездействия Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, выразившегося в ненаправлении в адрес ООО "БранДмауэР" проекта муниципального контракта и незаключении с ООО "БранДмауэР", как победителем запроса котировок, муниципального контракта (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 29.11.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью Проектно-строительного объединения "Волгоградгражданпроект" (далее - ООО ПСО "Волгоградгражданпроект").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.03.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011, требования заявителя удовлетворены частично. Приказ антимонопольного органа от 13.11.2010 N 470 о внесении сведений об ООО "БранДмауэр" в Реестр недобросовестных поставщиков, как не соответствующий части 6 статьи 47, части 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признан недействительным.
Суд обязал антимонопольный орган совершить необходимые действия по исключению ООО "БранДмауэр" из Реестра недобросовестных поставщиков.
Также судом было признано незаконным бездействие Управления архитектуры и градостроительства, выразившегося в ненаправлении в адрес ООО "БранДмауэР" проекта муниципального контракта, как не соответствующее части 4 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Управления архитектуры и градостроительства, выразившегося в незаключении с ООО "БранДмауэР", как с победителем запроса котировок, муниципального контракта было отказано.
Кроме того, с антимонопольного органа и Управления архитектуры и градостроительства в пользу ООО "БранДмауэр" были взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1000 руб., а также судебные издержки по оплате стоимости судебной экспертизы в размере 7500 руб. с каждого.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства с котировочной заявкой от 31.08.2010 для участия в запросе котировок на оказание услуг по разработке проекта корректировки Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области и план его реализации. Заказчиком запроса котировок являлось Управление архитектуры и градостроительства.
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок общество было признано победителем запроса котировок, о чем составлен соответствующий протокол от 07.09.2010 N 401. Сумма, предложенная обществом для выполнения работ по муниципальному контракту, составила 180 000 руб..
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 47 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 07.09.2010 N 401 был подписан и размещен на официальном сайте администрации городского округа - город Волжский 07.09.2010. Таким образом, муниципальный контракт мог быть заключен в период с 14.09.2010 по 26.09.2010. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона, заказчиком в установленный законом срок не направлялся в адрес победителя ООО "БранДмауэР" экземпляр протокола и проект муниципального контракта для подписания.
В адрес Заказчика (Управления архитектуры и градостроительства) 15.09.2010 поступило сообщение от ООО "БранДмауэР" (от 14.09.2010 N 172) об отказе от заключения муниципального контракта по разработке проекта корректировки Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области и плана его реализации по причине отсутствия требуемого программного обеспечения для выполнения работ, указанных в муниципальном контракте.
В результате отказа ООО "БранДмауэР" от заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке проекта корректировки Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области и плана его реализации по причине отсутствия требуемого программного обеспечения для выполнения работ, указанных в муниципальном контракте, управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа - город Волжский 24.09.2010 заключило муниципальный контракт со вторым участником - ООО ПСО "Волгоградгражданпроект", предложение которого о цене контракта содержит лучшие условия, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок.
В связи с поступившим 15.09.2010 сообщением от ООО "БранДмауэР" (исх. от 14.09.2010 N 172) об отказе от заключения муниципального контракта, заказчик (управление) обратился в антимонопольный орган с заявлением о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "БранДмауэР" в связи с уклонением данного участника размещения заказа от заключения муниципального контракта.
В антимонопольный орган 12.11.2010 поступило обращение Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о внесении сведений о победителе запроса котировок на оказание услуг по разработке проекта корректировки Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области и плана его реализации ООО "БранДмауэР" в связи с уклонением данного участника размещения заказа от заключения муниципального контракта в реестр недобросовестных поставщиков, по результатам рассмотрения которого руководителем Мироненко П.И. 13.11.2010 был подписан приказ N 470 о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. В тот же день, 13.11.2010 сведения об ООО "БранДмауэР" были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "БранДмауэР", не согласившись с действиями антимонопольного органа, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 19 Закона N 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 19 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 19 Закона N 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 94-ФЗ постановлением от 15.05.2007 N 292 утверждено Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного или муниципального контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 47 Закона N 94-ФЗ победитель в проведении запроса котировок признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае непредставления заказчику подписанного контракта в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
В подпункте "д" пункта вышеупомянутого 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных, в том числе, подпунктом "д" пункта 7 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя конкурса (пункт 12 Положения N 292).
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Таким образом, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Как установлено судебными инстанциями, общество признано победителем в проведении запроса котировок. Из представленных документов следует, что протокол от 07.09.2010 N 401 и проект муниципального контракта обществом не получены.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно заключению судебной почерковедческой экспертизы от 18.02.2011 N Э-020/11, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Атон", подпись от имени Таракановой Н.А. в графе "Директор ООО "БранДмауэР" в письме от 14.09.2010 за исх. N 172, в котором сообщалось об отказе от заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке проекта корректировки Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области и плана его реализации по причине отсутствия требуемого программного обеспечения, выполнена не Таракановой Н.А., а другим лицом.
Более того, в подтверждение данного довода обществом представлены доказательства нахождения директора Таракановой Н.А. в период с 28.08.2010 по 18.09.2010 в г. Кисловодске (т.1 л.д. 74,82-105).
Письмо об отказе от заключения контракта, отправленное от имени и за подписью директора ООО "БранДмауэР", датировано 14.09.2010, т.е. в период пребывания Таракановой Н.А. за пределами г. Волгограда, что свидетельствует о невозможности подписания указанного письма об отказе директором общества Таракановой Н.А., а потому суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ о включении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков не соответствует требованиям действующего законодательства.
Правомерно не принят довод антимонопольного органа об отсутствии у него оснований для проверки сведений, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона N 94-ФЗ такая обязанность у антимонопольного органа имелась.
Кроме того, уклонение хозяйствующего субъекта от заключения муниципального контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение. Такие обстоятельства при рассмотрении настоящего дела установлены не были.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.03.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 по делу N А12-22826/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках", принятого в соответствии с Законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" и от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
...
Правомерно не принят довод антимонопольного органа об отсутствии у него оснований для проверки сведений, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона N 94-ФЗ такая обязанность у антимонопольного органа имелась."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2012 г. N Ф06-204/12 по делу N А12-22826/2010