г. Казань |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А72-2601/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
истца - Тюриной М.В. (доверенность от 02.03.2011),
ответчика - Соколовской С.М. (доверенность от 10.10.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2011 (судья Малкина О.К.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 (председательствующий судья Демина Е.Г., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А72-2601/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Димитровградская энергосбытовая компания" (ИНН 7302034351, ОГРН 1067302014999) к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (ИНН 7302027033, ОГРН 1047300100605) о взыскании долга в размере 33 581 240 руб. 76 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 056 808 руб. 83 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Димитровградская энергосбытовая компания" (далее - истец, ООО "ДЭСК") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском (с учетом принятого судом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ответчик, ООО "Ресурс") о взыскании 33 581 240,76 руб. долга, 1 056 808,83 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.02.2011 по 01.08.2011, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011, исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Ресурс" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Димитровградская энергосбытовая компания" взыскано 33 581 240,76 руб. - основного долга, 1 056 808,83 руб. - процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.02.2011 по 01.08.2011, а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 02.08.2011 г.. по день фактического исполнения решения суда, с суммы 33 581 240,76 руб. по ставке 8,25 % годовых,
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Полагает, что истец утратил статус гарантирующего поставщика, в связи с чем с 01.01.2010 не имел права применять сбытовую надбавку, а также рассчитывать цену поставляемой электроэнергии в зависимости от сложившейся цены на оптовом рынке электроэнергии.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 27.01.2012 до 14 часов 00 минут, затем до 31.01.2012 до 14 часов 30 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.11.2006 между ООО "ДЭСК" и ООО "Ресурс" заключен договор энергоснабжения N 155, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать с 01.11.2006 по 31.12.2007 через присоединенную сеть потребителю электроэнергию; поставка электроэнергии осуществляется по месяцам и по кварталам согласно приложению N 1 к настоящему договору; потребитель обязуется оплачивать принятую электроэнергию в сроки, предусмотренные договором и по тарифам, утвержденным энергетической комиссией города и Комитетом по регулированию цен, тарифов и государственными закупками при администрации Ульяновской области (приложение N 2).
Приложением N 1 к договору стороны согласовали объемы отпуска электроэнергии на 2006 год.
Приложением N 4 согласованы места установки расчетных электрических счетчиков, по которым ООО "Ресурс" производит расчет за электроэнергию.
Дополнительным соглашением от 01.01.08 N 01/2008 стороны по всему тексту договора словосочетания энергоснабжающая организация и потребитель заменили словами гарантирующий поставщик и покупатель, изменили пункт 1.1 договора, изложив его в следующей редакции: "Гарантирующий поставщик обязуется подавать с 01.01.2008 по 31.12.2008 через присоединенную сеть покупателю в здание, расположенное по адресу: пр. Автостроителей, 78 (котельная на территории ОАО "ДААЗ"), ориентировочно следующее количество энергоресурсов".
Кроме того, дополнительным соглашением от 01.01.2008 N 01/2008 стороны продлили срок действия договора с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Приложением N 1 стороны согласовали объемы отпуска электрической энергии на 2009 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) действие договора энергоснабжения от 01.11.2006 N 155 было продлено, доказательств прекращения договора, в материалы дела не представлено.
Во исполнение условий договора истец поставил в январе-марте 2011 года ответчику электрическую энергию в следующих объемах: январь 2011 года - 2 743 488 кВтч, февраль 2011 года - 2 521 080 кВтч, март 2011 - 2 792 736 кВтч, что подтверждается актами от 31.01.2011 N 720, от 28.02.2011 N 1651, от 31.03.2011 N 2635 и выставил соответствующие счета-фактуры на общую сумму 29 832 574,97 руб.
В дальнейшем ООО "ДЭСК" выставило ООО "Ресурс" исправленные акт от 31.01.2011 N 720 и счет-фактуру от 31.01.2011 N 720 на общую сумму 11 725 966,81 руб. за январь 2011 года. При этом, объем поставленной электрической энергии остался неизменным.
Спора по объемам поставленной электрической энергии у сторон по настоящему делу не имеется.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктами 4.2, 4.5 договора энергоснабжения от 01.11.2006 N 155 определен порядок оплаты поставленной электрической энергии.
Ответчик свое обязательство по оплате потребленной электрической энергии не выполнил, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "ДЭСК" присвоен статус гарантирующего поставщика, в соответствии с подпунктом "б" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 N 252-э "О включении организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности" ООО "ДЭСК" включено в перечень организаций в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков в зоне деятельности - Ульяновская область.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке).
Основными положениями функционирования розничных рынков, в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, предусматриваются: правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков; случаи и порядок утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти результатов назначения и смены гарантирующих поставщиков; границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящего документа осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт/ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
Согласно пункту 40 Правил N 530 в случае, если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области. Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 года. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.
Таким образом, ООО "ДЭСК", для сохранения статуса гарантирующего поставщика должно было до 1 января 2010 года получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика.
Судами обоснованно отклонен довод ответчика о том, что статус гарантирующего поставщика был утрачен истцом автоматически с 01.01.2010.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют, в том числе участие в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
При этом такое участие осуществляется органами государственной власти в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков.
На территории Ульяновской области соответствующим органом является Министерство экономики Ульяновской области. Его полномочия по принятию решения о лишении статуса гарантирующего поставщика следуют из положений пунктов 6, 55, 56, 57 Правил розничных рынков электрической энергии, и подпункта 2.2.7 Положения о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 N 29/478.
23 февраля 2011 года истец направил в Департамент по регулированию цен и тарифов заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 530 в случае отказа организации, указанной в подпункте "б" или "в" пункта 36 настоящего документа, от статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 38 настоящего документа либо лишения такой организации статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящего документа территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 настоящего документа, с даты утраты (лишения) статуса гарантирующего поставщика указанной организацией.
Согласно пункту 53 Правил N 530 организация утрачивает статус гарантирующего поставщика с даты присвоения этого статуса в соответствующей зоне деятельности другой организации.
Министерство экономики Ульяновской области приказом от 12.04.2011 N 06-105 лишило ООО "ДЭСК" статуса гарантирующего поставщика. Зона деятельности ООО "ДЭСК" включена в зону деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго". Установлены время и дата для перехода потребителей электрической энергии обслуживающихся ООО "ДЭСК" на обслуживание ОАО "Ульяновскэнерго": для граждан - с 00:00 часов 01.01.2012, для прочих потребителей, изъявивших желание приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Ульяновскэнерго" - с 00:00 часов 01.05.2011.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, в спорный период истец обладал статусом гарантирующего поставщика.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
Следовательно, свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются.
Главой VII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в редакции, действующей в спорный период, установлен порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и структура нерегулируемых цен
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы задолженности за электроэнергию, рассчитанную по свободным ценам.
Расчет стоимости поставленной электроэнергии по свободным ценам был проверен судами нижестоящих инстанций и обоснованно признан верным.
Довод заявителя кассационной жалобы о бездействии уполномоченного органа, связанным с несвоевременным изданием приказа от 12.04.2011 N 06-105 о лишении ООО "ДЭСК" статуса гарантирующего поставщика не влияет на законность оспариваемых судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу. Предметом настоящего спора является взыскание задолженности за поставленную гарантирующим поставщиком электроэнергию, при этом, утрата статуса гарантирующего поставщика связана с фактом принятия соответствующего распоряжения уполномоченным органом.
Кроме того, в своей кассационной жалобе ООО "Ресурс" указало на необоснованность выводов судов о том, что вплоть до 2011 года ООО "ДЭСК" принимало меры для получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке. Между тем, заявитель жалобы не указал, каким образом указанный вывод судов повлиял на законность принятых судебных актов.
Не подтвержден материалами дела довод заявителя жалобы о том, что судами принято как доказанное обстоятельство издания приказа Министерством экономики Ульяновской области о лишении ООО "ДЭСК" статуса гарантирующего поставщика в связи с его добровольным отказом. Указанных выводов оспариваемые судебные акты не содержат.
Также судами правомерно отклонен довод ответчика о том, что он не знал объем и стоимость электроэнергии, подлежащей оплате, поскольку истцом не выставлялись счета на оплату. При этом, факт своевременного выставления истцом счетов-фактур ответчиком не оспаривается.
Указанные обстоятельства были предметом исследования судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылку заявителя жалобы на неприменение судами закона, подлежащего применению в части, касающейся закупки электроэнергии гарантирующим поставщиком, нельзя признать обоснованной, поскольку судами всесторонне и полно исследованы обстоятельства приобретения электроэнергии истцом по настоящему делу, которые подробно отражены в оспариваемых судебных актах.
Исходя из вышеизложенного, поскольку ответчик не произвел оплату полученной электрической энергии в полном объеме, судами правомерно удовлетворены исковые требования ООО "ДЭСК" о взыскании образовавшейся задолженности.
Принимая во внимание положения статьи 395 ГК РФ и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, установив, что денежное обязательство ответчиком не исполнено и истцом одновременно заявлено как требование о взыскания процентов в твердой сумме, так и требование о взыскании процентов по день фактической уплаты денежных средств, суды обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.02.2011 по 01.08.2011 в сумме 1 056 808,83 руб., а также за период с 02.08.2011 по день фактического исполнения решения суда, с суммы 33 581 240,76 руб. по ставке 8,25% годовых.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 по делу N А72-2601/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
...
Принимая во внимание положения статьи 395 ГК РФ и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", проверив представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, установив, что денежное обязательство ответчиком не исполнено и истцом одновременно заявлено как требование о взыскания процентов в твердой сумме, так и требование о взыскании процентов по день фактической уплаты денежных средств, суды обоснованно удовлетворили требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.02.2011 по 01.08.2011 в сумме 1 056 808,83 руб., а также за период с 02.08.2011 по день фактического исполнения решения суда, с суммы 33 581 240,76 руб. по ставке 8,25% годовых."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 февраля 2012 г. N Ф06-11539/11 по делу N А72-2601/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6811/12
30.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2441/12
07.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11539/11
03.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11807/11