г. Казань |
|
09 февраля 2012 г. |
Дело N А06-2267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
отсутствие представителей - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу потребительского общества "Волжанка"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.05.2011 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А06-2267/2011
по заявлению потребительского общества "Волжанка", г. Астрахань, к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 1 г. Астрахани Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Акаевой И.З., г. Астрахань, о признании постановления от 31.03.2011 об окончании исполнительного производства N 2666/10/17/30 и возращении взыскателю исполнительного документа незаконными, с участием заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, г. Астрахань, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 1 г. Астрахани Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, г. Астрахань, судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 1 г. Астрахани Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Акаевой И.З. г. Астрахань, Комитета имущественных отношений г. Астрахани, г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
потребительское общество "Волжанка" (далее - ПО "Волжанка", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 1 г. Астрахани Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Акаевой И.З. (далее - судебный пристав-исполнитель Акаевой И.З.) о признании постановления от 31.03.2011 N 2666/10/17/30 об окончании исполнительного производства и возращении взыскателю исполнительного документа - незаконным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.05.2011 ПО "Волжанка" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.06.2010 по делу N А06-94/2010 ПО "Волжанка" выдан исполнительный лист от 24.06.2010 N АС 001397230.
Общество, на основании указанное решения, 28.06.2010 предъявило в службу судебных приставов исполнительный лист от 24.06.2010 N АС 001397230 на исполнение.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам N 1 г. Астрахани Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области Карташовой И.Т. 02.07.2010, на основании исполнительного листа от 24.06.2010 N АС 001397230, возбуждено исполнительное производство N 2666/10/17/30 по взысканию с должника Комитета имущественных отношений г. Астрахани расходов по оплате госпошлины в сумме 2000 руб.
В ходе исполнительного производства по заявлению судебного пристава-исполнителя Арбитражным судом Астраханской области произведена замена стороны исполнительного производства Комитета имущественных отношений г. Астрахани на Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани.
31 марта 2011 года исполнительное производство передано для исполнения судебному приставу-исполнителю Акаевой И.З.
Установив, что должник является бюджетополучателем, в соответствии со статьями 242, 242.3, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), 31.03.2011 судебный пристав-исполнитель Акаева И.З. вынесла постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа.
Не согласившись с данным постановлением судебного пристава-исполнителя Акаевой И.З. об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебная коллегия отказ судов обеих инстанций в удовлетворении заявленных обществом требований, считает обоснованным в силу следующего.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ (разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 17.05.2007 N 31).
В постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если исполнительный документ не будет исполнен финансовым органом в течение трех месяцев, то он может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
Как правомерно установлено судами обеих инстанций, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что до направления исполнительного листа в службу судебных приставов, исполнительный лист предъявлялся к исполнению по месту открытия лицевого счета Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани.
Учитывая вышеизложенное, вынесенное постановление судебного пристава-исполнителя Карташова И.Т. о возбуждении исполнительного производства без предъявления исполнительного листа на исполнение в соответствующий финансовый орган и до истечения установленного законом срока противоречит положениям бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель Акаева И.З. правомерно вынесла постановление о возврате исполнительного документа без исполнения, поскольку должник является организацией, деятельность которой осуществляется на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что исключает исполнение данного исполнительного документа в рамках Федерального закона N 229-ФЗ.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом постановлении об окончании исполнительного производства заявителю разъяснено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению, в акте о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, разъяснен порядок взыскания денежных средств в отношении бюджетополучателей.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций обоснованно указали, что отмена постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю не восстановит права взыскателя, так как будет служить препятствием для исполнения исполнительного документа в соответствии с нормами Бюджетного законодательства.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 АПК РФ для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19.05.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А06-2267/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ (разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в постановлении от 17.05.2007 N 31).
В постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если исполнительный документ не будет исполнен финансовым органом в течение трех месяцев, то он может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
...
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель Акаева И.З. правомерно вынесла постановление о возврате исполнительного документа без исполнения, поскольку должник является организацией, деятельность которой осуществляется на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что исключает исполнение данного исполнительного документа в рамках Федерального закона N 229-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2012 г. N Ф06-11580/11 по делу N А06-2267/2011