г. Казань |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А65-19526/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмедгалеева Р.Х. (доверенность от 11.01.2012 N 3/2012),
ответчика - Полонской Т.А. (доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17451),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2011 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу N А65-19526/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Казань" (ИНН 1660031631, ОГРН 1021602833141) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 03.08.2011 N А05-717/2011, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 556 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Газпром межрегионгаз Казань" "Газпром межрегионгаз Казань" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 03.08.2011, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 556 500 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением антимонопольного органа от 21.06.2011 по делу N 05-46/2011 ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" в части необоснованного требования представления заявителями (индивидуальным предпринимателем Брайниным П.Л. (далее - ИП Брайнин П.Л.), обществом с ограниченной ответственностью "Айяр" (далее - ООО "Айяр"), индивидуальным предпринимателем Бикбулатовой Н.М. (далее - ИП Бикбулатова Н.М.), индивидуальным предпринимателем Зинатуллиной М.М. (далее - ИП Зинатуллина М.М.) и другими) заключения энергоснабжающей организации о невозможности обеспечения тепловой энергией с учетом имеющихся у данной организации мощностей по ее производству, транспортировке и распределению, следствием чего явилось уклонение в выдаче заявителям (в том числе ИП Брайнину П.Л.) подтверждения о наличии свободных объемов газа и выделении лимита для котельной торгового центра по адресу г. Казань, ул. Г. Кайбицкой, д. 6.
В рамках рассмотрения данного дела установлено также доминирующее положение ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" на рынке реализации природного газа в границах Республики Татарстан (91,6 % в общем объеме поставки природного газа на территорию республики).
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
22 июля 2011 года в отношении заявителя был с оставлен протокол об административном правонарушении N А05-717/2011 по статье 14.31 КоАП РФ, на основании которого 03.08.2011 постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А05-717/2011 ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 556 500 руб.
Не соглашаясь с доводами заявителя, суды обоснованно исходили из следующего.
Ответственность по статье 14.31 КоАП РФ наступает за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 для использования газа качестве топлива покупатель должен имеет разрешение.
Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832 "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" (в редакции от 21.01.2002 N 29), в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с открытым акционерным обществом "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ (пункт 1).
При этом в соответствии с пунктом 6 указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с министерством энергетики Российской Федерации и ОАО "Газпром" надлежало в месячный срок утвердить порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок, а также перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальные разрешения на использование природного газа.
Совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 333, Министерства энергетики Российской Федерации N 358, ОАО "Газпром" от 15.10.2002 N 101 вышеназванные порядок и перечень были утверждены.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к совместному приказу от 15.10.2002 N 333/358/101 в перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальные разрешения на использование природного газа, включены встроенные, пристроенные, крышные и отдельно стоящие котельные установленной мощностью до 1,0 Гкал/час (включительно) и максимальным годовым расходом топлива до 1,0 тыс. тонн (в условном исчислении) на одно юридическое или физическое лицо.
По настоящему делу установлено, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N А05-717/2011 явилось решение комиссии Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.06.2011 по делу N 05-46/2011, в соответствии с которым ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" в части необоснованного требования представления заявителями (ИП Брайниным П.Л., ООО "Айяр", ИП Бикбулатовой Н.М., ИП Зинатуллиной М.М. и др.) заключения энергоснабжающей организации о невозможности обеспечения тепловой энергией с учетом имеющихся у данной организации мощностей по ее производству, транспортировке и распределению, следствием чего явилось уклонение в выдаче заявителям (в том числе ИП Брайнину П.Л.) подтверждения о наличии свободных объемов газа и выделении лимита для котельной торгового центра по адресу г. Казань, ул. Г. Кайбицкой, д.6.
В рамках рассмотрения данного дела установлено также доминирующее положение ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" на рынке реализации природного газа в границах Республики Татарстан (91,6 % в общем объеме поставки природного газа на территорию республики).
В соответствии со статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, в действиях ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань", выразившихся в направлении в ответ на обращение ИП Брайнина П.Л. о выделении лимита на поставку газа для котельной торгового центра писем, содержащих ссылку на "Порядок установления вида топлива для организаций и топливопотребляющих установок в Республике Татарстан", утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2006 N 514 и необходимость представления заключения энергоснабжающей организации, отсутствует состав правонарушения, поскольку действующим законодательством не предусмотрена такая процедура, как выделение лимитов на поставку газа либо выдача подтверждения о наличии свободных объемов газа.
Судами данный вывод не принят во внимание.
При этом суды указали, что до заключения договора поставки стороны договора должны соблюсти требования Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона, положений и инструкций, регламентирующих процесс получения разрешений и требований для подключения к газотранспортной системе.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 для использования газа качестве топлива покупатель должен иметь разрешение.
Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832 "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" (в редакции от 21.01.2002 N 29), в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ (пункт 1).
При этом в соответствии с пунктом 6 указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации и ОАО "Газпром" надлежало в месячный срок утвердить порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок, а также перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальные разрешения на использование природного газа.
Совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 333, Министерства энергетики Российской Федерации N 358, ОАО "Газпром" от 15.10.2002 N 101 вышеназванные порядок и перечень были утверждены.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к совместному приказу от 15.10.2002 N 333/358/101 в перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальные разрешения на использование природного газа, включены встроенные, пристроенные, крышные и отдельно стоящие котельные установленной мощностью до 1,0 Гкал/час (включительно) и максимальным годовым расходом топлива до 1,0 тыс. тонн (в условном исчислении) на одно юридическое или физическое лицо.
Газоиспользующая установка предпринимателя, эксплуатация которой планируется на указанном выше объекте строительства, соответствует данным параметрам, что подтверждают представленные заявителем документы, в том числе "Проект газоснабжения котельной торгового цента по адресу г. Казань, ул. Г.Кайбицкой, д. 6. Расчет потребного газообразного топлива".
Соответственно для газоиспользующей установки, эксплуатация которой планируется на объекте заявителя и которая соответствует указанным в пункте 4 параметрам, не требуется получение специальных разрешений на использование природного газа.
Учитывая изложенное, требования ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" и о необходимости оформления разрешения на использование природного газа в качестве топлива в соответствии с "Порядком установления вида топлива для организаций и топливопотребляющих установок в Республике Татарстан", утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2006 N 514, в том числе в части необходимости представления заключения энергоснабжающей организации (открытое акционерное общество "Казанская теплосетевая компания") по территориальной принадлежности о невозможности обеспечения тепловой энергией с учетом имеющихся у данной организации мощностей по ее производству, транспортировке и распределению", противоречат действующим нормативным и правовым документам, действующим на территории Российской Федерации, ведут к ущемлению интересов потребителей газа, так как необоснованно создают препятствия доступу на рынок.
Судебные инстанции, указывая на то, что письма ИП Брайнина П.Л. в адрес ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" носили характер обращения (заявки) для получения заключения о возможности поставки газа в требуемых объемах и подтверждения наличия необходимых объемов газа исходили из следующего.
В соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации перед заключением договора поставки газа газотранспортная или газораспределительная организация выдает технические условия на подключение к газотранспортной системе, которые являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.
Покупатель газа, получивший технические условия на подключение к газотранспортной системе, направляет поставщику заявку на приобретение газа, а поставщик в свою очередь направляет покупателю предложение о заключении договора поставки (оферта), которое оформляется в виде проекта договора поставки газа (в двух экземплярах, подписанных поставщиком).
На практике, в целях получения гарантий от поставщика газа о наличии свободных объемов газа и выделении покупателю лимитов газа, до получения технических условий на подключение и разработки проекта газоснабжения хозяйствующие субъекты - потенциальные покупатели газа обращаются в газоснабжающую организацию (к поставщику газа) с просьбой о выделении лимитов (что было сделано заявителем в отношении ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань").
Соответственно письма ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань", в которых не содержится ответов на поставленные предпринимателем вопросы о выделении лимитов газа, а также содержится необоснованная ссылка на "Порядок установления вида топлива для организаций и топливопотребляющих установок в Республике Татарстан", утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2006 N 514, свидетельствуют об уклонении ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" от вступления в договорные отношения с заявителем, следствием чего является ущемление интересов предпринимателя.
Довод заявителя о том, что разрешения выдаются Министерством экономики Республики Татарстан, а не ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" обоснованно не принят судами.
Материалами дела установлено, что с 01.01.2010 по 31.12.2010 было получено 500 заявок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросу согласования (выделения) лимитов природного газа и заключения договоров на поставку газа, при этом большинство поданных заявок по содержанию являются типовыми и являются аналогичными по содержанию с обращением (заявкой), поданным ИП Брайниным П.Л.
На аналогичные обращения в большинстве случаев были даны положительные ответы.
Кроме того, анализ представленной выборочной информации за 2010 год показал, что в отдельных ответах, направленных ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" в адрес заявителей о согласовании возможности поставки газа, также имеются указания на необходимость представления заключения энергоснабжающей организации по территориальной принадлежности о невозможности обеспечения тепловой энергией со ссылкой на "Порядок установления вида топлива для организаций и топливопотребляющих установок в Республике Татарстан", утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2006 N 514 (исх. от 26.03.2010 N 4387) в адрес ООО "Айяр"; исх. от 07.06.2010 N 8147 от ИП Бикбулатовой Н.М. и др.), что является неправомерным в отношении объектов, для газоснабжения которых вообще не требуется получения разрешений на использование газа в качестве топлива.
Кроме того, отдельные обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" по вопросу согласования поставки природного газа в заявленных объемах содержат в качестве приложения заключения энергоснабжающих организаций об отказе либо об отсутствии технической возможности теплоснабжения объекта (ответ открытого акционерного общества "Напор", ИП Зинатуллина М.М. и др.), что подтверждает факт наличия данного требования со стороны ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань".
Как следует из представленной ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства информации (исх. от 28.04.2011 N 7808), Обществом разработана типовая форма заявок, подаваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросу согласования (выделения) лимитов природного газа и заключения договоров на поставку газа, которая содержит просьбу о выделении лимитов природного газа в требуемом объеме (тыс. куб. м) и заключении договора на поставку газа. Соответственно утверждение ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" о том, что согласование лимитов на поставку газа с Обществом не требуется, не соответствует действительности.
Факт нарушения ЗАО "Газпром межрегионгаз Казань" законодательства установлен вступившим в законную силу решением комиссии антимонопольного органа по делу от 21.06.2011 N 05-46/2011.
Из материалов дела следует, что каких либо нарушений административного законодательства при привлечении заявителя к административной ответственности административным органом не допущено. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.
Ссылки Общества на несоответствии выводов судов о порядке заключения договоров поставки газа требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и иным нормативно-правовым документам являются несостоятельными в силу того, что данный порядок взаимодействия покупателя с поставщиком газа был описан самим заявителем в ответах, представленных в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В связи с чем коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А65-19526/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок получения такого разрешения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832 "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" (в редакции от 21.01.2002 N 29), в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями устанавливать для расположенных на их территории хозяйствующих субъектов такой вид топлива как природный газ (пункт 1).
...
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 2 к совместному приказу от 15.10.2002 N 333/358/101 в перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальные разрешения на использование природного газа, включены встроенные, пристроенные, крышные и отдельно стоящие котельные установленной мощностью до 1,0 Гкал/час (включительно) и максимальным годовым расходом топлива до 1,0 тыс. тонн (в условном исчислении) на одно юридическое или физическое лицо.
...
Ссылки Общества на несоответствии выводов судов о порядке заключения договоров поставки газа требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и иным нормативно-правовым документам являются несостоятельными в силу того, что данный порядок взаимодействия покупателя с поставщиком газа был описан самим заявителем в ответах, представленных в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и не противоречит действующему законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф06-213/12 по делу N А65-19526/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-213/12