Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф06-13/12 по делу N А55-1743/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Считая согласованный в договоре "расчетный" тариф экономически необоснованным, истец также предъявил требование о взыскании с муниципального образования убытков в виде так называемой "межтарифной разницы". Установление муниципальным образованием в рамках тарифного регулирования стоимости проезда в общественном транспорте может привести к возникновению разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты перевозчика, что предполагает необходимость возмещения перевозчику его потерь (применительно к выводам, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П"). В этом случае не исключается взыскание с публичного образования, установившего своим нормативным актом экономически необоснованный тариф (либо не установившего, вопреки возложенным на него полномочиям, такой тариф), убытков в виде "межтарифной разницы".

Однако, поскольку тариф на проезд в общественном транспорте устанавливается не договором между муниципальным образованием и перевозчиком, а нормативно-правовым актом публичного образования, уполномоченного на соответствующее тарифное регулирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", основанием для взыскания убытков в виде межтарифной разницы может явиться несоответствие тарифа, установленного соответствующим нормативно-правовым актом, и применяемого перевозчиком, экономически обоснованному тарифу. Как уже указано выше, истец в своей деятельности взимал с пассажиров плату, установленную Постановлением администрации городского округа Самара от 16.12.2009 N 1391, несоответствие утвержденных данным нормативно-правовым актом, либо иным нормативно-правовым актом того же либо иного публичного образования, тарифу в 18 руб. 33 коп. который истец полагает экономически обоснованным, в основание иска не положено. Суд, в соответствии со статьей 49 АПК РФ, не вправе выходить за пределы заявленных истцом требований.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что истец, заключая 27.07.2010 с муниципальным образованием договор организации пассажирских перевозок, предусматривающий оплату перевозки по установленным администрацией городского округа тарифам, не мог не знать о действии на территории городского округа установленного постановлением Администрации городского округа Самара от 16.12.2009 N 1391 тарифа на перевозку пассажира в 15 руб. за поездку, и, как следует из искового заявления, применял данный тариф в расчетах с пассажирами. Соответственно, истец, как хозяйственное общество, занимающееся предпринимательской деятельностью на свой риск (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), должен был изначально учитывать установленный тариф в 15 руб. при планировании своей финансово-хозяйственной деятельности, принимая во внимание только обязанность муниципального образования возместить ему в полном объеме разницу в неполученных доходах, связанную с применением льготных тарифов, но не с установлением "общего" тарифа на перевозки."

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф06-13/12 по делу N А55-1743/2011