г. Казань |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А57-1144/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие представителей сторон - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея" и закрытого акционерного общества "Саратовский завод медицинской упаковки "Медупак"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2011 (судья Братченко В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 (председательствующий судья Никольского С.В., судьи Никитин А.Ю., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-1144/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея" (ОГРН 1086454003184, ИНН 6454091137) и закрытого акционерного общества "Саратовский завод медицинской упаковки "Медупак" (ОГРН 1026403061629, ИНН 6453044039) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585), открытому акционерному обществу "Газсбытсервис" (ОГРН 1026403670072, ИНН 6455006896), открытому акционерному обществу "Саратовгаз" (ОГРН 1026402484591, ИНН 6451114530) о признании права на получение информации от субъектов естественных монополий и обязании предоставить сведения, третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея" (далее - ООО "ФДМ", истец 1) и закрытое акционерное общество "Саратовский завод медицинской упаковки "Медупак" (далее - ЗАО СЗМУ "Медупак", истец 2) обратились в Арбитражный суд Саратовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", ответчик 1), открытому акционерному обществу "Газсбытсервис" (далее - ОАО "Газсбытсервис", ответчик 2), открытому акционерному обществу "Саратовгаз" (далее - ответчик, ОАО "Саратовгаз", ответчик 3) о признании права ООО "ФДМ" и ЗАО СЗМУ "Медупак" на получение информации от субъектов естественных монополий в виде сведений о юридических и технических условиях поставки газа через газораспределительные организации, об условиях учета газа при его транспортировке и других сведений о деятельности этих субъектов естественных монополий, необходимых для заключения и исполнения договоров поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.01.2010 N 46-5-101017/10 и обязании предоставить эти сведения с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам".
До вынесения судебного акта по существу истцы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнили исковые требования в части истребования информации у субъектов естественных монополий, а именно, какие документы и информацию они просят обязать ответчиков предоставить:
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ООО "ФДМ" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов " соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи - приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи-приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ООО "ФДМ";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ЗАО СЗМУ "Медупак" на данный объем газа, поступивший в котельную ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ООО "ФДМ" на данный объем газа, поступивший в котельную ООО "ФДМ";
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Газсбытсервис" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак" газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Саратовгаз" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Газсбытсервис" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Саратовгаз" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008N 46-5-0210/08;
- сведения о выполнении требований информационного письма ФСТ России от 28.06.2005 N СН-3923/9 об отнесении на финансовый результат поставщика ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" результатов разбаланса газа, вызванных возможностью погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС с приборами учета газа промышленных потребителей;
- сведения об обеспечении учета передаваемого газа с применением приборов учета в местах подключения ОАО "Саратовгаз" к газопроводам ЗАО СЗМУ "Медупак" и ООО "ФДМ" на основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договоров от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.10.2010 N 46-5-101017/10;
- сведения о правильности осуществления расчетов с ЗАО СЗМУ "Медупак" за газ как на данных о его учете при его передаче, так и потреблении определенных при помощи приборов учета используемых энергоресурсов на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08.
Уточнение исковых требований судом первой инстанции принято.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истцы обратились с кассационной жалобой, в которой просят их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Истцами в адрес суда кассационной инстанции направлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей ЗАО СЗМУ "Медупак" и ООО "ФДМ".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании части 3 статьи 284 АПК РФ, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 10.02.2012 до 14 часов 00 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ФДМ" обратилось с письменным запросом к ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", ОАО "Газбытсервис", ОАО "Саратовгаз" с просьбой предоставить следующую информацию:
- об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам субъектами естественных монополий и (или) подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
- о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам;
- об основных проектных характеристиках магистральных газопроводов или газораспределительных сетей (протяженность газопроводов, количество компрессорных и газораспределительных станций, суммарная мощность перекачивающих агрегатов и газорегуляторных пунктов);
- о давлении (диапазоне давлений) газа на выходе из магистральных газопроводов и газораспределительных сетей для различных их категорий;
- существенные условия и (или) типовую форму договора об оказании услуг по транспортировке газа;
- существенные условия и (или) типовую форму договора о подключении (подсоединении) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий, содержит регламент выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий.
Отказ в предоставлении указанной информации явился основанием для обращения истцов в арбитражный суд с настоящим иском. Исковые требования основаны на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О Стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" (далее - Стандарты раскрытия информации).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, в части, касающейся признания за истцами права на получение информации от субъектов естественных монополий в виде сведений о юридических и технических условиях поставки газа через газораспределительные организации, об условиях учета газа при его транспортировке и других сведений о деятельности этих субъектов естественных монополий, необходимых для заключения и исполнения договоров поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.01.2010 N 46-5-101017/10 суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.2005 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:
сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги);
сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);
сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;
сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
Информация, отнесенная в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с настоящим Федеральным законом к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.
Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения указанной информации.
Таким образом, у неограниченного круга лиц имеется право на получение информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от признания такового судом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, в том числе и иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 ГК РФ осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Заявляя о признании права на получение информации от субъектов естественных монополий в виде сведений о юридических и технических условиях поставки газа через газораспределительные организации, об условиях учета газа при его транспортировке и других сведений о деятельности этих субъектов естественных монополий, необходимых для заключения и исполнения договоров поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.01.2010 N 46-5-101017/10 как отдельного искового требования, истцы не представили доказательств, что удовлетворение указанного требования само по себе приведет к восстановлению прав и законных интересов истцов, которые, по мнению истцов, являются нарушенными в рамках настоящего спора.
Кроме того, предъявляя требование об обязании предоставить сведения и документы, истец руководствовался положениями Стандартов раскрытия информации.
При этом, правомерность отказа в предоставлении истребуемых сведений и документов и наличие такого права не могут рассматриваться в отрыве от другого заявленного истцом требования, и, по сути, являются обстоятельствами, подлежащими исследованию и доказыванию в рамках заявленного истцом требования о понуждении предоставить:
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ООО "ФДМ" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов " соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи - приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи-приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ООО "ФДМ";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ЗАО СЗМУ "Медупак" на данный объем газа, поступивший в котельную ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ООО "ФДМ" на данный объем газа, поступивший в котельную ООО "ФДМ";
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Газсбытсервис" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак" газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Саратовгаз" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Газсбытсервис" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Саратовгаз" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008N 46-5-0210/08;
- сведения о выполнении требований информационного письма ФСТ России от 28.06.2005 N СН-3923/9 об отнесении на финансовый результат поставщика ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" результатов разбаланса газа, вызванных возможностью погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС с приборами учета газа промышленных потребителей;
- сведения об обеспечении учета передаваемого газа с применением приборов учета в местах подключения ОАО "Саратовгаз" к газопроводам ЗАО СЗМУ "Медупак" и ООО "ФДМ" на основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договоров от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.10.2010 N 46-5-101017/10;
- сведения о правильности осуществления расчетов с ЗАО СЗМУ "Медупак" за газ как на данных о его учете при его передаче, так и потреблении определенных при помощи приборов учета используемых энергоресурсов на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08.
Таким образом, нарушений судами норм материального и процессуального права при принятии оспариваемых судебных актов об отказе в удовлетворении требований о признании права ООО "ФДМ" и ЗАО СЗМУ "Медупак" на получение информации от субъектов естественных монополий в виде сведений о юридических и технических условиях поставки газа через газораспределительные организации, об условиях учета газа при его транспортировке и других сведений о деятельности этих субъектов естественных монополий, необходимых для заключения и исполнения договоров поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.01.2010 N 46-5-101017/10 судом кассационной инстанции не установлено.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании предоставить истребуемые сведения и документы, и, учитывая, что требования истцов основаны на положениях, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 11 Стандартов раскрытия информации субъекты естественных монополий раскрывают информацию:
а) о тарифах на услуги по транспортировке газа по трубопроводам (с детализацией каждой составляющей тарифа), в отношении которых осуществляется государственное регулирование, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам (включая структуру основных производственных затрат на оказание регулируемых услуг);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых услуг субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по трубопроводам;
д) о регистрации и ходе реализации заявок на доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и заявок на подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
е) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам субъектами естественных монополий и (или) подключение (подсоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (подсоединением) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий;
з) об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ);
и) о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Объем содержания сведений раскрыт в пунктах 13-20 Стандартов раскрытия информации.
В силу пункта 12 Стандартов раскрытия информации перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктом 11 настоящего документа, является исчерпывающим.
Проанализировав состав и содержание подлежащей раскрытию информации, содержание исковых требований истцов в части предоставления копий договоров, заключенных ответчиками с третьими лицами, а также сформулированные истцами требования по предоставлению информации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что они не соотносятся с содержанием обязательной к предоставлению информации, установленной пунктом 11 Стандартов раскрытия информации.
В части соотносимой информации ответчиками, являющимися субъектами естественных монополий - ОАО "Газбытсервис" и ОАО "Саратовгаз" были даны ответы лицу, указанную информацию истребующему - ООО "ФДМ".
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителей жалобы о том, что в рамках настоящего дела судом первой инстанции необоснованно не удовлетворено ходатайство истцов об истребовании дополнительных доказательств не нашел своего подтверждения в материалах дела.
При этом, материалы дела содержат доказательства подтверждающие факт заявления ходатайства об истребовании доказательств в суде апелляционной инстанции.
Отклонение указанного ходатайства судебной коллегией Двенадцатого арбитражного апелляционного суда не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах довод заявителей жалоб о том, что суды первой и апелляционной инстанции нарушили требования статьи 10 АПК РФ о непосредственности судебного разбирательства судебная коллегия суда кассационной инстанции находит несостоятельным.
Довод заявителей жалобы о том, что судебные инстанции нарушили требования статьи 185 АПК РФ о необходимости вынесения решения в пользу нескольких истцов, а именно, по мнению истцов, судами не указано в какой части решение относится к ООО "ФДК", а в какой к ЗАО СЗМУ "Медупак" также не нашел своего подтверждения, поскольку решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2011 по настоящему делу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
При этом, резолютивная часть обжалуемого решения не противоречит мотивировочной части решения Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2011 по настоящему делу.
Иные доводы заявителей кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судами не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 по делу N А57-1144/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявляя о признании права на получение информации от субъектов естественных монополий в виде сведений о юридических и технических условиях поставки газа через газораспределительные организации, об условиях учета газа при его транспортировке и других сведений о деятельности этих субъектов естественных монополий, необходимых для заключения и исполнения договоров поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.01.2010 N 46-5-101017/10 как отдельного искового требования, истцы не представили доказательств, что удовлетворение указанного требования само по себе приведет к восстановлению прав и законных интересов истцов, которые, по мнению истцов, являются нарушенными в рамках настоящего спора.
Кроме того, предъявляя требование об обязании предоставить сведения и документы, истец руководствовался положениями Стандартов раскрытия информации.
При этом, правомерность отказа в предоставлении истребуемых сведений и документов и наличие такого права не могут рассматриваться в отрыве от другого заявленного истцом требования, и, по сути, являются обстоятельствами, подлежащими исследованию и доказыванию в рамках заявленного истцом требования о понуждении предоставить:
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Саратовская газовая компания" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Газсбытсервис" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ООО "ФДМ" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- копию договора транспортировки газа, заключенного между ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" и ОАО "Саратовгаз" во исполнение пункта 2.6 договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в пользу ЗАО СЗМУ "Медупак" согласно статье 430 ГК РФ, как договор в пользу третьего лица;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ЗАО СЗМУ "Медупак" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов " соглашения с ОАО "Саратовгаз" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- документы, подтверждающие соблюдение ООО "Саратовская газовая компания" и правопреемника ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" соглашения с ОАО "Газсбытсервис" об условиях оказания услуг по транспортировке газа, объемам и условиям транспортировки, тарифы, порядок расчетов, порядок взимания с ООО "ФДМ" сумм за оплату услуг по транспортировке;
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи - приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ООО "Газсбытсервис" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пунктах сдачи-приема газа ОАО "Саратовгаз" для дальнейшей транспортировки в ООО "ФДМ";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ЗАО СЗМУ "Медупак" на данный объем газа, поступивший в котельную ЗАО СЗМУ "Медупак";
- сведения и документы, подтверждающие исполнение пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" ОАО "Саратовгаз" при исполнении договора от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 по обеспечению подготовки газа к транспортировке и его учета в пункте сдачи-приема газа для возникновения права собственности у ООО "ФДМ" на данный объем газа, поступивший в котельную ООО "ФДМ";
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Газсбытсервис" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак" газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения об исполнении договора транспортировки газа между ОАО "Саратовгаз" и ООО "Саратовская газовая компания" в виде прокачки увеличенного объема товара - газ в систему подводящего газопровода ОАО "Саратовгаз" в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Газсбытсервис" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008 N 46-5-0210/08;
- сведения о соблюдении пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" со стороны ОАО "Саратовгаз" об информации ООО "Саратовская газовая компания" и ЗАО СЗМУ "Медупак" об изменении режима работы и отказах в системе учета газа в период установления подсчета поставляемого в собственность в ЗАО СЗМУ "Медупак", газа по мощности газопотребляющего оборудования с октября 2008 года, и документы, подтверждающие увеличение в этот период поступление газа в большем объеме, чем это предусмотрено договором от 01.01.2008N 46-5-0210/08;
- сведения о выполнении требований информационного письма ФСТ России от 28.06.2005 N СН-3923/9 об отнесении на финансовый результат поставщика ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" результатов разбаланса газа, вызванных возможностью погрешности измерений установленных приборов учета расхода газа на ГРС с приборами учета газа промышленных потребителей;
- сведения об обеспечении учета передаваемого газа с применением приборов учета в местах подключения ОАО "Саратовгаз" к газопроводам ЗАО СЗМУ "Медупак" и ООО "ФДМ" на основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договоров от 01.01.2008 N 46-5-0210/08 и от 01.10.2010 N 46-5-101017/10;
- сведения о правильности осуществления расчетов с ЗАО СЗМУ "Медупак" за газ как на данных о его учете при его передаче, так и потреблении определенных при помощи приборов учета используемых энергоресурсов на основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении" при исполнении договора от 01.01.2008 N 46-5-0210/08.
...
Отказывая в удовлетворении требования об обязании предоставить истребуемые сведения и документы, и, учитывая, что требования истцов основаны на положениях, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", суды правомерно руководствовались следующим.
...
Отклонение указанного ходатайства судебной коллегией Двенадцатого арбитражного апелляционного суда не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2012 г. N Ф06-12234/11 по делу N А57-1144/2011