г. Казань |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А57-6347/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
жилищного строительного кооператива "Оптимист-2000" - Дорошенко А.А., доверенность от 10.05.2011 N 2,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Тарабрина Д.В., доверенность от 10.01.2012 N 8,
в отсутствие:
Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Саратовской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищного строительного кооператива "Отимист-2000", город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2011 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Луговский Н.В.)
по делу N А57-6347/2011
по заявлению жилищного строительного кооператива "Отимист-2000", город Саратов, о признании незаконными действий, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области, город Саратов,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Оптимист-2000" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области (далее - учреждение) (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости характеристик: кадастровой стоимости в размере 76 290 385 руб. 92 коп., сведений об удельном показателе кадастровой стоимости за 1 кв.м земельного участка в размере 4408 руб. 32 коп/кв.м, разрешенного использования/назначения "Для проектирования строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом и стоянкой" в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9, площадью 17306 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов на пересечении ул. Алексеевской, Наумовской, Рябиновской и Добряковской с момента их совершения и обязании исключить из государственного кадастра недвижимости вышеуказанные характеристики.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы вывод судов о том, что оспариваемые действия не влекут для кооператива прав и обязанностей является ошибочным. Необоснованным является отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании отчета об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В своем выступлении в суде кассационной инстанции, в дополнительных пояснениях представитель кооператива доводы жалобы поддержал. Представитель Управления Росреестра просил в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 21.02.2012 в 13:55.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Инженерно-строительная компания "Строма" (арендатор) (далее - акционерное общество) на основании постановления администрации города Саратова (далее - администрация) от 20.06.1999 N 500-314 заключен договор от 02.08.1999 N 1635 аренды земельного участка (далее - договор аренды), по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование вышеуказанный земельный участок для проектирования и строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом-стоянкой, сроком на 25 лет.
Между акционерным обществом и кооперативом заключен договор от 29.11.2001 передачи прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) сделана запись регистрации от 28.11.2001 N 64-01/48-472/2001-162.
Между акционерным обществом и кооперативом заключен договор от 29.11.2001 передачи прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому акционерное общество уступило кооперативу права и обязанности по договору аренды, о чем в реестре сделана запись регистрации от 22.12.2001 N 64-01/48407/2001-350.
Стороны соглашением от 07.12.2001 N 1 об изменении договора аренды внесли изменения в наименование арендатора: читать наименование арендатора "ЖСК "Оптимист-2000".
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 14.02.2011 N 6448/2008/11-1083 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030310:9 составляет 76 290 385,92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4408,32 руб./кв.м, а разрешенное использование/назначение указано: для проектирования и строительства трех многоэтажных жилых домов с гаражом - стоянкой.
Кооператив с действиями Управления Росреестра и учреждения по внесению в государственный кадастр недвижимости характеристик в отношении арендуемого земельного участка не согласился, что послужило основанием для обращения кооператива в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая кооперативу в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Правительством Российской Федерации устанавливается порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
В соответствие с пунктом 5 вышеуказанных Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) следует, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Правительство Саратовской области постановлением от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утвердило средний удельный показателей кадастровой стоимости земель в кадастровом квартале 64:48:030310 по видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр.
Никаких иных характеристик в отношении спорного земельного участка, а именно: размер кадастровой стоимости земельного участка Правительство Саратовской области в данном постановлении не утверждало.
Поскольку органом исполнительной власти Саратовской области не принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, то суды двух инстанций действия Управления по внесению в государственный кадастр кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усредненных показателей кадастровой стоимости земельного участка признали неправомерными.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Однако в данном случае отсутствует совокупность указанных условий.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кооператив как арендатор земельного участка, находящегося в государственной собственности, не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия ответчиков повлекли для истца на момент рассмотрения данного дела какие-либо последствия.
Как не представлено кооперативом доказательств иной кадастровой оценки земельного участка.
Оспариваемые действия Управления Росреестра и учреждения по кадастровой оценке земли имеют технический характер и без утверждения результатов оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не носят правового характера и не порождают каких-либо прав и обязанностей для других лиц.
Вопрос о достоверности указанной величины может рассматриваться в рамках дела об оспаривании упомянутого постановления Правительства Саратовской области либо иска о взыскании.
Доводы кассационной жалобы не опровергают указанных выводов судов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А57-6347/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 21.02.2012 в 13:55.
...
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
В соответствие с пунктом 5 вышеуказанных Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
...
Из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) следует, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 февраля 2012 г. N Ф06-273/12 по делу N А57-6347/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-273/12