г. Казань |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А65-15023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Садыкова И.Я., конкурсный управляющий,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2011 (судья Мотрохин Е.Ю.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Попова Е.Г.)
по делу N А65-15023/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных изделий", г. Казань (ИНН 1656031420, ОГРН 1051627015428) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан о признании незаконными требования от 25.04.2011 N 539, решения от 18.05.2011 N 1297,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных изделий" (далее - ООО "Комбинат строительных изделий", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани от 25.04.2011 N 539 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решения от 18.05.2011 N 1297 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 1.16 приказа Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 15.06.2011 N 2.1-0-11/0094@ Арбитражный суд Республики Татарстан произвел замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ, инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2011 заявленные требования ООО "Комбинат строительных изделий" удовлетворены, требование от 25.04.2011 N 539 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решение от 18.05.2011 N 1297 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика признаны незаконными.
Инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции и обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вышеуказанные судебные акты.
Представитель заявителя отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия налогового органа.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 01.03.2012 в 11 часов 30 минут, объявлялся перерыв до 06.03.2012 в 14 часов 15 минут.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом 30 марта 2011 года было принято решение от 30.03.2011 N 9 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу были доначислены налоги в общей сумме 12 148 368,73 руб., начислены пени в общей сумме 3 633 109,48 руб., штраф в общем размере 955 642 руб.
На основании вышеуказанного решения налоговым органом было выставлено требование от 25.04.2011 N 539 об уплате налогов, пеней, штрафов. В связи с неисполнением требования налоговым органом 18.05.2011 принято решение N 1297 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Не согласившись с требованием от 25.04.2011 N 539 и решением от 18.05.2011 N 1297, заявитель, указав, что вышеуказанные ненормативные акты налогового органа не соответствует Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды, удовлетворяя требования Общества, пришли к выводу о том, что направленное плательщику после принятия заявления о признании его банкротом требование об уплате обязательных платежей, не относящихся к текущим платежам, оспариваемое решение по взысканию противоречат требованиям, установленным статьями 5, 63 Закона о банкротстве. Суды установили, что налоговым органом выставлено требование от 06.05.2011 N 2.80-36/004119 (т. 1, л.д. 22-23) о включении в реестр требований кредиторов сумм обязательных платежей по обжалуемым по настоящему делу ненормативным актам.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и правомерными.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2010 по делу N А65-4262/2010-СГ4-16 в отношении ООО "Комбинат строительных изделий" возбуждено производство по делу о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.04.2010 по делу N А65-4262/2010-СГ4-16 в отношении Общества введена процедура наблюдения, а решением от 23.09.2010 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Согласно абзацам 1, 2 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного данным Законом порядка предъявления требований к должнику.
В соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
При применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
По итогам налоговой проверки Обществу доначислены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, водный налог за 2007, 2008, 2009 гг., крайний срок уплаты которых установлен 30.03.2010. Налоговые периоды завершились 31.12.2009, а процедура наблюдения в отношении Общества введена 08.04.2010.
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункты 27, 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Таким образом, требование о 25.04.2011 N 539 и решение от 18.05.2011 N 1297 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках судами правомерно признаны незаконными.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 по делу N А65-15023/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При применении пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
...
Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункты 27, 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве")."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2012 г. N Ф06-1115/12 по делу N А65-15023/2011