г. Казань |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А06-3203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Нафиковой Р.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
ответчика - Шаламова А.Ю., доверенность от 01.01.2012,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханский порт", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.09.2011 (судья Сенрикова Г.В.), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (председательствующий судья Волкова Т.В., судьи: Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А06-3203/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в лице Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Астрахань, к открытому акционерному обществу "Астраханский порт" (ОГРН 1023000819841), г. Астрахань, о взыскании 190 098 руб. платы за пользование вагонами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Астраханский порт", (далее - ответчик, ОАО "Астраханский порт") о взыскании 190 098 руб. платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.09.2011 иск удовлетворен.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, исключив из числа доказательств акты общей формы от 11.06.2010 N 1/357, 1/396.
Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.03.2011 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Астраханский порт" (владелец) заключен договор N 1/133 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Астраханский порт" по ст. Правый берег Приволжской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к стыку хвоста крестовины стрелочного перевода N 12 индивидуального предпринимателя Судакова А.М., локомотивом владельца.
В соответствии с пунктами 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, которое передается приемосдатчиком ст. Правый берег ответственному работнику владельца не позднее чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов.
Договор заключен на срок с 02.04.2011 по 31.12.2011.
В соответствии с пунктом 8 договора от 02.03.2009 N 1-133, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой ОАО "Астраханский порт" устанавливается не более 20 вагонов.
Пунктом 9 указанного договора предусмотрено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве поданной группы. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на выставочный путь N 1 владельца.
Согласно пункту 10 того же договора о готовности вагонов к уборке ответственное лицо владельца передает уведомление круглосуточно по телефону приемосдатчику ст. Правый Берег, с последующим, не позднее чем через 60 минут, предоставлением письменного уведомления в товарную контору ст. Правый Берег.
Пунктом 12 данного договора предусмотрено, что передача вагонов владельцу и возврат перевозчику удостоверяется подписями уполномоченных работников сдающей и принимающей стороны в памятке приемосдатчика в строке "вагон сдал" и "вагон принял".
Согласно пункту 17 договора от 02.03.2009 N 1-133, ответчик уплачивает перевозчику плату согласно тарифному руководству N 2 и статьи 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ЖДТ ) с применением коэффициента индексации.
При этом согласно пунктам 18, 19 договора начисление ответчику по пункту 17 договора на лицевой счет N 8602565 производится ежесуточно, а расчеты осуществляются через лицевой счет путем перечисления денежных средств за пять дней до начала отчетного месяца.
Во исполнение договорных обязательств перевозчик уведомил ответчика о прибытии в его адрес двадцати спорных вагонов - N 64074420, 67811380, 60422045, 63214381, 62012125, 61524138, 67271072, 61936845, 61685087, 65143737, 68647031, 68684257, 67689885, 67465369, 64537673, 68756634, 68721448, 68699057, 54574876, 44716058 и о готовности их подачи на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку.
В связи с отказом ответчика в приеме, вагоны длительное время простаивали на станционных путях общего пользования. В связи с этим, на основании условий вышеуказанных договоров, статей 25, 30, 36, 39 Устава УЖТ РФ и пунктов 4.6, 4.7 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, спорные вагоны были поставлены на ответственный простой грузополучателя, а ответчику начислена плата за пользование вагонами по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2.
На основании актов общей формы, по ведомости подачи и уборки вагонов N 000152 за период с 10.06.2010 по 16.06.2010 ответчику рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 190 098 руб.
От подписания ведомости N 000152 уполномоченный представитель ответчика отказался, о чем составлен акт общей формы от 28.06.2010 N 7/254.
Направленная в адрес ответчика претензия от 15.10.2010 N 5658/3342 с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 64 Устава УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом "а" § 17 договора предусмотрено, что контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 8 раздел 2.7 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации".
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава УЖТ РФ.
Статьей 39 Устава УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3 и 4.5 названных Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
На основании статьи 30 Устава ЖДТ РФ плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
До внесения на железнодорожной станции назначения грузоотправителем (получателем) всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю) находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии со статьями 47, 94, 98, 99, 102, 103 Устава УЖТ РФ разработаны Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, которые регулируют порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных настоящим Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования и с других юридических и физических лиц при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных вышеназванным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность задержки вагонов. В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом от 18.06.2003 N 26, зарегистрированных 19.06.2003 в Министерстве юстиции России за N 4764, фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
ОАО "РЖД" в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 Устава УЖТ РФ представлены акты общей формы: от 10.06.2010 N 1/388, от 16.06.2010 N 1/389, от 11.06.2010 N 1/357, от 16.06.2010 N 396, от 11.06.2010 N 1/323, от 16.06.2010 N 1/397, от 12.06.2010 N 1/319, от 16.06.2010 N 1/395, от 14.06.2010 N 1/321, от 16.06.2010 N 1/394, от 14.06.2010 N 1/320, от 16.06.2010 N 1/392, от 14.06.2010 N 1/328, от 16.06.2010 N 1/393, от 14.06.2010 N 1/318, от 16.06.2010 N 1/391, от 12.06.2010 N 1/317, от 16.06.2010 N 1/390, от 10.06.2010 N 1/386, от 16.06.2010 N 1/387, составленные на ст. Правый берег по факту простоя вагонов в ожидании их приема.
С учетом положений статей 39, 119 Устава УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.2.4), пунктов 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом в качестве соответствующих доказательств по делу приняты акты общей формы.
Требование об исключении из числа доказательств актов общей формы от 11.06.2010 N 1/357, 1/396 стороной в суде первой и апелляционной инстанций не заявлено.
Учитывая, что представленные истцом документы в полной мере подтверждают факт задержки ответчиком подлежащих возврату вагонов, а также обоснованность размера платы за пользование вагонами, начисленной ОАО "РЖД", исходя из времени такой задержки, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и взыскал 190 098 руб. платы за пользование вагонами.
Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.09.2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по делу N А06-3203/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
Р.А. Нафикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "РЖД" в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 Устава УЖТ РФ представлены акты общей формы: от 10.06.2010 N 1/388, от 16.06.2010 N 1/389, от 11.06.2010 N 1/357, от 16.06.2010 N 396, от 11.06.2010 N 1/323, от 16.06.2010 N 1/397, от 12.06.2010 N 1/319, от 16.06.2010 N 1/395, от 14.06.2010 N 1/321, от 16.06.2010 N 1/394, от 14.06.2010 N 1/320, от 16.06.2010 N 1/392, от 14.06.2010 N 1/328, от 16.06.2010 N 1/393, от 14.06.2010 N 1/318, от 16.06.2010 N 1/391, от 12.06.2010 N 1/317, от 16.06.2010 N 1/390, от 10.06.2010 N 1/386, от 16.06.2010 N 1/387, составленные на ст. Правый берег по факту простоя вагонов в ожидании их приема.
С учетом положений статей 39, 119 Устава УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.2.4), пунктов 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом в качестве соответствующих доказательств по делу приняты акты общей формы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2012 г. N Ф06-1195/12 по делу N А06-3203/2011