г. Саратов |
|
25 ноября 2011 г. |
Дело N А06-3203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Агибаловой Г.И., Самохваловой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Геращенко Е.А.,
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Астраханский порт" - Шаламов А.Ю., по доверенности выданной 16.09.2011 г.. сроком до 31.12.2011 г..,
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" - Бондаренко А.А., по доверенности N 205 выданной 09.11.11г. сроком по 15.09.2014г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Астраханский порт", г. Астрахань,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2011 года,
по делу N А06-3203/2011, (судья Сенрикова Г.В.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" г. Саратов,
к открытому акционерному обществу "Астраханский порт", г. Астрахань,
о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 190 098руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги (далее ОАО "РЖД" - истец) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к открытому акционерному обществу "Астраханский порт", г. Астрахань (далее ОАО "Астраханский порт" - ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 190 098 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2011 года по делу N А06-3203/2011 взыскано с ОАО "Астраханский порт" в пользу ОАО "РЖД" задолженность в сумме 190 098 руб., а также судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины в сумме 6 702 руб. 94 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Астраханский порт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2011 года по делу N А06-3203/2011, принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Астраханский порт" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и просит решение суда первой инстанции отменить, а жалобу удовлетворить в удовлетворении исковых требованиях ОАО "РЖД" отказать в полном объеме.
Представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 31.03.2011 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Астраханский порт" (владелец) заключен договор N 1/133 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Астраханский порт" по ст.Правый берег Приволжской ж.д., в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к стыку хвоста крестовины стрелочного перевода N 12 ИП Судакова А.М., локомотивом владельца.
В соответствии с п. 5, 6 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, которое передается приемосдатчиком ст. Правый берег ответственному работнику владельца не позднее чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов.
Договор заключен на срок с 2.04.2011 по 31.12.2011.
В соответствии с пунктом 8 договора N 1-133 от 02 марта 2009 года, количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Открытому акционерному обществу "Астраханский порт" устанавливается не более - 20 вагонов.
Пунктом 9 договора N 1-133 от 02 марта 2009 года предусмотрено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве поданной группы. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на выставочный путь N 1 Владельца.
Согласно пункту 10 договора N 1-133 от 02 марта 2009 года, о готовности вагонов к уборке ответственное лицо "Владельца" передает уведомление круглосуточно по телефону приемосдатчику станции Правый Берег, с последующим, не позднее чем через 60 минут, предоставлением письменного уведомления в товарную контору станции Правый Берег.
Пунктом 12 договора предусмотрено, что передача вагонов "Владельцу" и возврат "Перевозчику" удостоверяется подписями уполномоченных работников сдающей и принимающей стороны в памятке приемосдатчика в строке "Вагон сдал" и "Вагон принял".
Согласно пункту 17 договора N 1-133 от 02 марта 2009 года, ответчик уплачивает перевозчику плату согласно тарифному руководству N 2 и статьи 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" с применением коэффициента индексации.
При этом согласно пунктам 18, 19 данного договора начисление ответчику по пункту 17 договора на лицевой счет N 8602565 производится ежесуточно, а расчеты осуществляются через лицевой счет путем перечисления денежных средств за пять дней до начала отчетного месяца.
Во исполнение договорных обязательств перевозчик уведомил ответчика о прибытии в его адрес двадцати спорных вагонов: N 64074420, 67811380, 60422045, 63214381, 62012125, 61524138, 67271072, 61936845, 61685087, 65143737, 68647031, 68684257, 67689885, 67465369, 64537673, 68756634, 68721448, 68699057, 54574876, 44716058 и о готовности их подачи на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку.
Однако в связи с отказом ответчика в приеме, вагоны длительное время простаивали на станционных путях общего пользования. В связи с этим, на основании условий вышеуказанных договоров, статей 25,30,36,39 УЖТ РФ и п. 4.6., 4.7. Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, спорные вагоны были поставлены на ответственный простой грузополучателя, а ответчику начислена плата за пользование вагонами по ставкам Таблицы N 9 Тарифного Руководства N 2.
На основании актов общей формы, по ведомости подачи и уборки вагонов N 000152 за период с 10.06.2010 года по 16.06.2010 года ответчику рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 190 098 рублей.
От подписания ведомости N 000152 уполномоченный представитель ответчика отказался, о чем составлен акт общей формы N 7/254 от 28.06.2010 года.
Направленная в адрес ответчика претензия от 15.10.2010 года N 5658/3342 с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без удовлетворения.
В силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно статье 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом "а" параграфа 17 договора предусмотрено, что контрагент уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице N 8 раздел 2.7 Тарифного руководства N 3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации".
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Согласно пунктам 4.3 и 4.5 названных Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
Согласно статье 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон.
До внесения на железнодорожной станции назначения грузоотправителем (получателем) всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю (получателю) находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии со статьями 47, 94, 98, 99, 102 и 103 УЖТ РФ разработаны Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, которые регулируют порядок оформления и взыскания штрафов, предусмотренных настоящим Уставом, с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования и с других юридических и физических лиц при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2 названных Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность задержки вагонов. В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 г.. N 26, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 г.. N 4764, фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.
ОАО "РЖД" в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ представлены акты общей формы: N 1/388 от 10.06.2010, N 1/389 от 16.06.10, N 1/357 от 11.06.2010, N 396 от 16.06.10, N 1/323 от 11.06.2010, N 1/397 от 16.06.10, N 1/319 от 12.06.2010, N 1/395 от 16.06.10, N 1/321 от 14.06.2010, N 1/394 от 16.06.10, N 1/320 от 14.06.10, N 1/392 от 16.06.10, N 1/328 от 14.06.2010, N 1/393 от 16.06.10, N 1/318 от 14.06.2010, N 1/391 от 16.06.10, N 1/317 от 12.06.2010, N 1/390 от 16.06.10, N 1/386 от 10.06.2010, N 1/387 от 16.06.10 (л.д. 16-55), составленные на станции Правый берег по факту простоя вагонов в ожидании их приема.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
С учетом положений статей 39, 119 УЖТ РФ, раздела 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (п. 3.2.4), п. п. 4.5, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования судом в качестве соответствующих доказательств по делу приняты акты общей формы.
В судебном заседания представитель ответчика не смог пояснить, какими доказательствами подтверждается, что ОАО "РЖД" препятствовало приемке вагонов и почему в акте общей формы не заявлено возражений относительно неправомерных действиях ОАО "РЖД" по уборке вагонов с железнодорожного выставочного пути (о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания).
Учитывая, что представленные истцом документы в полной мере подтверждают факт задержки ответчиком подлежащих возврату вагонов, а также обоснованность размера платы за пользование вагонами, начисленной ОАО "РЖД" исходя из времени такой задержки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования и взыскал платы за пользование вагонами в сумме 190 098 руб.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска, суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ОАО "Астраханский порт" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 сентября 2011 года, по делу N А06-3203/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Астраханский порт" без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Направить копии постановления лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3203/2011
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Астраханский порт"
Третье лицо: ОАО "астраханский порт", ОАО "РЖД"