г. Казань |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А65-14023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
заявителя - Шамовой И.Ю. (доверенность от 16.05.2011 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 (судья Якупова Л.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-14023/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ", г. Казань, к Агентству инвестиционного развития Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительным протокола от 07.06.2011 N 1/2011 о проведении отбора организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела" в части отказа во включении общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ" в состав организаций, образующих инфраструктуру, поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализующих мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела" и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем признания общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ" участником, чьи параметры соответствуют критериям отбора включения в состав организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан и, реализующих мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого среднего предпринимательства по проекту "Начало дела" и заключения с обществом с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ" соглашения об оказании услуг субъектам малого и среднего предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Татюринформ" (далее - ООО "Юридическая фирма "Татюринформ", общество) обратилась в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании недействительным протокола N 1/2011, составленного 07.06.2011 Комиссией, образованной Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, по результатам проведения отбора организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан в реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела" в части отказа во включении заявителя в состав организаций указанной инфраструктуры.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле суд первой инстанции привлек Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан (далее - Агентство) в связи с преобразованием Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан в указанное Агентство Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2011 N УП-298.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 по делу N А65-14023/2011 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Юридическая фирма "Татюринформ" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "Юридическая фирма "Татюринформ" просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об обоснованности отказа Комиссии во включении его в состав организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку им были представлены Комиссии доказательства отсутствия у него задолженности по обязательным платежам в бюджет, данное обстоятельство подтверждено и решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2011 по делу N А65-8650/2011, вступившим в законную силу 07.07.2011. Суды также не применили, по мнению кассатора, подлежащий применению Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ), подпункт 4 пункта 1 статьи 11 которого предусматривает возможность участия в размещении заказа лицам, имеющих задолженность по обязательным платежам, если размер задолженности не превышает 25% балансовой стоимости активов, при условии обжалования им наличия задолженности.
В судебном заседании представитель ООО "Юридическая фирма "Татюринформ" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, извещенное о времени месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представителя в судебное заседание не направило.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ООО "Юридическая фирма "Татюринформ", судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151 во исполнение Закона Республики Татарстан от 21.01.2010 N 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан" (далее - Закон РТ от 21.02.2010 N 7-ЗРТ) утверждена республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы.
Программой предусмотрена реализация проекта "Начало дела", включающего в себя полное консультационное и юридическое сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства с момента создания до момента реализации бизнес-проекта. Исполнителем проекта является Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан.
Статья 16 Закона РТ N 7-ЗРТ предусматривает создание и (или) поддержку организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих юридические и консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной или льготной основе.
Статьей 14 Закона РТ N 7-ЗРТ предусмотрена финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления за счет: средств бюджета Республики Татарстан в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период, и средств местных бюджетов в соответствии с решением органов местного самоуправления о местном бюджете путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства 12.04.2011 издал приказ N 34 "О реализации мероприятий "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела", которым, в том числе, утверждено "Положение об отборе организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела". Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Республики Татарстан 29.04.2011.
Из данного приказа следует, что прошедшие отбор организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, подписавшие с Комитетом соглашение об оказании юридических и консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства со скидкой 50%, получают право на получение субсидий из бюджета Республики Татарстан, компенсирующих размер документально подтвержденных скидов, но не более установленного предельного размера.
Отбор организаций инфраструктуры производится Комиссией, организации должны соответствовать критериям указанным утвержденным Положением об отборе (далее - Положение). В числе критериев отбора указано на отсутствие задолженности перед бюджетом (раздел 2 Положения) и предоставление справки налогового органа об отсутствии у участника просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на последнюю перед обращением отчетную дату (раздел 4 Положения).
ООО "Юридическая фирма "Татюринформ" приняло участие в объявленном отборе организаций. Протоколом Комиссии от 07.06.2011 N 1/2011, утвержденным первым заместителем председателя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, сделан вывод о несоответствии общества критериям отбора с отказом во включении в состав организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках оказания консультационных и юридических услуг по проекту "Начало дела". Основанием для данного вывода указано наличие у общества задолженности перед бюджетом.
Оспаривая действия комиссии, заявитель указал на представление им Комиссии, вместе со справкой налогового органа от 20.05.2011 N 92639, в которой указано на наличие задолженности общества по обязательным платежам, пояснительной записки, аргументирующей фактическое отсутствие задолженности, а также определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.04.2011 о принятии искового заявления общества к налоговому органу. Считая, что им были представлены в Комиссии доказательства отсутствия задолженности по обязательным платежам, общество посчитало протокол от 07.06.2011 N 1/2011 в части отказа его во включении в состав организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства незаконным, в том числе и по основаниям пункта 1 статьи 3 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при разрешении данного спора данный закон применению не подлежит, так как Комитетом проводился отбор организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, а не размещался заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Обжалуя судебные акты, заявитель сослался на статью 3 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, согласно которой под государственными нуждами понимаются, в том числе, потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Судебная коллегия находит вывод судов первой инстанции о том, что спорные отношения не регулируются Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, соответствующим нормам материального права.
Как указано выше, результатом отнесения участника проведенного Комитетом отбора к организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках оказания консультационных и юридических услуг по проекту "Начало дела", является финансирование выпадающих доходов такой организации, вызванных обязательством применения пятидесятипроцентной скидки на услуги, оказываемые организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства, за счет предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан. Оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субсидий за счет бюджета субъекта Российской Федерации соответствует пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства".
Предоставление бюджетных субсидий коммерческим организациям не отнесено законодателем (статья 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг является самостоятельным видом бюджетных ассигнований публично-правового образования. Такие субсидии, в соответствии со статьей 78 БК РФ, предоставляются юридическим лица и предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Правила предоставления таких субсидий регулируются статьей 78 БК РФ.
Данные обстоятельства исключают применение к взаимоотношениям сторон положений Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, определяются нормативным актом. Следовательно, утвержденное Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан 12.04.2011 во исполнение, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан, республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, Положения об отборе организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела" является нормативным актом, при этом соблюдены требования по регистрации его в органе юстиции. Доказательств признания данного нормативного акта недействующим в судебном порядке не имеется.
Поскольку данным нормативным актом, установившим критерии отбора организаций для включения их в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение субсидий из республиканского бюджета, предусмотрен критерий отсутствия задолженности по обязательным платежам в бюджет, а также определен документ, на основании которого комиссия обязана проверить организацию на соответствие данному критерию - справка налогового органа об отсутствии у участника просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на последнюю перед обращением отчетную дату.
Из представленной заявителем комиссии справки, как установил суд первой инстанции, следовали наличие у него задолженности по обязательным платежам. Комиссия не наделена полномочиями проверки фактического наличия или отсутствия у заявителя такой задолженности и не могла оценивать его доводы о фактическом отсутствии задолженности. На момент представления справки и на день заседания комиссии решения суда или налогового органа, подтверждающего отсутствие у заявителя задолженности по обязательным платежам, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, не имелось. Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, как указано выше, правомерно не был применен в данном случае судами первой и апелляционной инстанций.
Следовательно, действия Комиссии и составленный ею по итогам рассмотрения заявок протокол соответствуют утвержденному Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан 12.04.2011 во исполнение утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы "Положению об отборе организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела", не могут быть признаны незаконными, что исключает удовлетворение требований заявителя в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобе подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А65-14023/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленной заявителем комиссии справки, как установил суд первой инстанции, следовали наличие у него задолженности по обязательным платежам. Комиссия не наделена полномочиями проверки фактического наличия или отсутствия у заявителя такой задолженности и не могла оценивать его доводы о фактическом отсутствии задолженности. На момент представления справки и на день заседания комиссии решения суда или налогового органа, подтверждающего отсутствие у заявителя задолженности по обязательным платежам, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, не имелось. Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, как указано выше, правомерно не был применен в данном случае судами первой и апелляционной инстанций.
Следовательно, действия Комиссии и составленный ею по итогам рассмотрения заявок протокол соответствуют утвержденному Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан 12.04.2011 во исполнение утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы "Положению об отборе организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, и реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства "Оказание консультационных и юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по проекту "Начало дела", не могут быть признаны незаконными, что исключает удовлетворение требований заявителя в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 марта 2012 г. N Ф06-854/12 по делу N А65-14023/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-854/12