г. Казань |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А57-13443/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
заявителя - Батушевой О.А., доверенность от 18.01.2011 N 404,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Лобановой О.А, доверенность от 25.03.2011 N 03/1-1182, Исаевой Е.А., доверенность от 16.06.2011 N 03/1-2677,
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Сащенко С.Г., доверенность от 06.06.2011 N 01-4/57,
Единой постоянно действующей комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений - Любимова С.О., действующего на основании постановления администрации г. Саратова от 31.05.2007 N 390 с учетом постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23.12.2010 N 3208,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, администрации муниципального образования "Город Саратов"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу N А57-13443/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения N 8622 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, администрации муниципального образования "Город Саратов", Единой постоянно действующей комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений о признании недействительным решения от 13.07.2011 N 52-11/гз и о признании необоснованной жалобы участника размещения заказа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения N 8622 (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 13.07.2011 N 52-11/гз о признании жалобы участника размещения жалобы необоснованной.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах управление и администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) просят отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 30.05.2011 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0360300203311000741 по определению кредитных организаций, привлекаемых для осуществления муниципальных внутренних заимствований муниципальным образованием "Город Саратов" в 2011 году для администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с протоколом от 30.06.2011 N 0360300203311000741(136)-3 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме Единая постоянно действующей комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (далее - Комиссия по размещению заказов) отклонила заявку банка на основании пункта 1 части 6 статьи 41.11 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 41.4 вышеназванного закона, а именно, решения об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
Банк 06.07.2011 обжаловал действия Комиссии по размещению заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме в антимонопольный орган.
Решением антимонопольного органа от 13.07.2011 N 52-11/гз жалоба банка признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением, банк обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований банка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непредставление в составе аккредитационных данных решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки является нарушением пункта 8 части 2 статьи 41.4 Закон о размещении заказов и является основанием к отклонению заявки банка на основании пункта 1 части 6 статьи 41.11 вышеназванного закона.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа должны содержаться, в том числе и решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 41.3 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 41.3 Закона для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа - юридического лица;
Таким образом, в рассматриваемом случае решение об одобрении или совершении сделок с указанием максимальной суммы одной такой сделки принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
В силу части 1 статьи 78 Федерального закона от 07.08.2011 N 120-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 120-ФЗ) крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.
В соответствии пунктом 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2001 N 62 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность" под обычной хозяйственной деятельностью принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
Уставом банка предусмотрено, что банк имеет исключительное право осуществлять размещение денежных средств, привлеченных во вклады физических и юридических лиц, от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, то есть сделки по кредитованию физических и юридических лиц являются его уставной деятельностью и относятся к его обычной хозяйственной деятельности. Данный вид деятельности совпадает с предметом аукциона (оказание услуг по предоставлению муниципальному образованию "Город Саратов" муниципальных внутренних заимствований (кредитов).
Таким образом, сделка (в рамках аукциона) совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности банка и не может в силу части 1 статьи 78 Закона N 120-ФЗ являться для него крупной.
Из представленной в материалы дела справки банка от 08.02.2011 "О крупных сделках" следует, что крупной для банка сделкой будет являться сделка, связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого превышает 2 130 769 974 000,75 (два триллиона сто тридцать миллиардов семьсот шестьдесят девять миллионов девятьсот семьдесят четыре тысячи) рублей.
Из аукционной документации усматривается, что начальная (максимальная) цена контракта составляет - 8 000 000 (восемь миллионов) рублей, то есть не превышает максимальную сумму сделки, превышение которой банк определил для установления крупной для него сделки.
Согласно части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказа заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае отсутствия, в том числе решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
Поскольку сделка в рамках аукциона не является для банка крупной, обязанности по представлению указанного решения у него отсутствовала.
Следовательно, действия Комиссии по размещению заказов по отклонению заявки банка неправомерны, в связи с чем решение антимонопольного органа о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной судом апелляционной инстанции правомерно признано недействительным.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалоб и отмены обжалуемого судебного акта у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 по делу N А57-13443/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области и администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уставом банка предусмотрено, что банк имеет исключительное право осуществлять размещение денежных средств, привлеченных во вклады физических и юридических лиц, от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, то есть сделки по кредитованию физических и юридических лиц являются его уставной деятельностью и относятся к его обычной хозяйственной деятельности. Данный вид деятельности совпадает с предметом аукциона (оказание услуг по предоставлению муниципальному образованию "Город Саратов" муниципальных внутренних заимствований (кредитов).
Таким образом, сделка (в рамках аукциона) совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности банка и не может в силу части 1 статьи 78 Закона N 120-ФЗ являться для него крупной.
...
Согласно части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказа заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае отсутствия, в том числе решения об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2012 г. N Ф06-1726/12 по делу N А57-13443/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8848/12
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8848/12
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8848/12
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1726/12
15.12.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9210/11