г. Казань |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А55-8161/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Филимонова С.А.,
при участии до перерыва представителя:
истца - Абрамцевой Н.В. (доверенность от 21.12.2011 N 269),
в отсутствие после перерыва представителей:
истца - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2011 (судья Пономарева О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Пышкина Н.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-8161/2011
по исковому заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Самараводоканал" к закрытому акционерному обществу "Ремшина" о взыскании задолженности в сумме 31 995 руб.87 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 763 руб.46 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" (далее - предприятие, истец, МП "Самараводоканал") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Ремшина" (далее - ЗАО "Ремшина", ответчик) о взыскании долга 28 803,49 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 704,09 руб., судебных расходов (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 решение суда первой инстанции от 09.09.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Заявитель в кассационной жалобе указывает, что пунктом 1 договора предусмотрено, что стороны руководствуются действующим законодательством. Условие о качестве отводимых стоков в систему канализации сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов должно соответствовать нормативам, установленным актами городского округа Самара, действовало при заключении договора. Соответственно, правило, установленное пунктом 61 правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1990 N 167 (далее - Правила N 167), также действовало и после его заключения не менялось (пункт 1 приложения N 1 к договору).
Суды предыдущих инстанций сослались на то, что сторонами не урегулирован протокол разногласий к дополнительному соглашению к договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. При этом не было учтено, что возражение против изменений нормативов предельно допустимых концентраций недопустимо, поскольку согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы устанавливаются не соглашением сторон, а органом местного самоуправления - администрацией городского округа Самары и Правительством Самарской области.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании 15.03.2012 по делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 21.03.2012.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание было продолжено в том же судебном составе.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 26.09.2005 между МП "Самараводоканал" (предприятие) и ЗАО "Ремшина" (абонент) был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 644/05, по условиям которого предприятие отпускает абоненту питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации предприятия, а абонент получает питьевую воду, сбрасывает сточные воды и оплачивает услуги на условиях договора.
В соответствии с приложением N 1 к договору (действует с 01.10.2005) качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия должно соответствовать установленным нормативам временно согласованных сбросов, утвержденным постановлениями главы г. Самары от 24.10.1994 N 1497 и от 28.12.1995 N 1562.
09.05.2008 между сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору АБ N 4246, в соответствии с которым стороны с 01.04.2008 изменили содержание приложения N 1 к договору, о соответствии концентрации вредных веществ в сброшенных водах постановлению главы города Самары от 24.10.1994 N 1497. Однако, абонентом дополнительное соглашение было подписано с протоколом разногласий, который истцом не согласован.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялось дополнительное соглашение к договору с новой редакцией приложения N 1, однако ответчиком соглашение и приложение N 1 к договору в новой редакции подписаны не были.
В соответствии с условиями данного договора истцом были отобраны пробы сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации городского округа Самара и проведены анализы отобранных проб за период - четвертый квартал 2010 года, по результатам которых зафиксировано превышение отдельных ингредиентов в сточных водах, что отражено в акте от 19.11.2010.
Отказ ответчика на требование истца об оплате сброса в сточные воды загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод о том, что условиями заключенного договора стороны согласовали применение иных нормативов, поэтому применение нормативов, установленных постановлением главы городского округа Самара от 09.12.2009 N 1366 и постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 неправомерно. Указанными нормативными актами не определено, что их действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров согласно положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем при рассмотрении спора судами не учтено следующее.
Пунктом 1 договора от 18.02.2002 N 109/02 установлено, что при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшем отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, действующими Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, Гражданским кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к договору качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия должно соответствовать установленным нормативам.
Правилами N 167 установлено, что регулирующие отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно пункту 64 Правил N 167, абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 названных Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Из условий договора следует, что при исполнении договора стороны руководствуются Правилами N 167, действующим законодательством и иными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере оказания услуг по водоснабжению и канализации, а также условиями настоящего договора.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к договору стороны при определении размера платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы коммунальной канализации должны руководствоваться постановлением главы города Самары от 24.10.1994 N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - абонентами на территории города Самары".
Указанное постановление отменено постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", в связи с чем при расчете задолженности истец руководствовался постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" и постановлением администрации городского округа Самара от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Системное толкование вышеуказанных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, а также порядок определения взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ носит нормативный характер.
В этой связи при определении размера платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации за четвертый квартал 2010 года необходимо руководствоваться теми нормативно-правовыми актами, которые действовали в спорном периоде.
Таким образом, судами предыдущих инстанций оставлены без надлежащей правовой оценки акты государственных органов: постановление Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 и постановление администрации городского округа Самара от 09.12.2009 N1366, регулирующие спорные правоотношения.
Поскольку указанным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для принятия правильного решения, не дана правовая оценка, а суд кассационной инстанции в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 по делу N А55-8161/2011 отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Системное толкование вышеуказанных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, а также порядок определения взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ носит нормативный характер.
В этой связи при определении размера платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации за четвертый квартал 2010 года необходимо руководствоваться теми нормативно-правовыми актами, которые действовали в спорном периоде.
Таким образом, судами предыдущих инстанций оставлены без надлежащей правовой оценки акты государственных органов: постановление Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 и постановление администрации городского округа Самара от 09.12.2009 N1366, регулирующие спорные правоотношения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2012 г. N Ф06-1040/12 по делу N А55-8161/2011