г. Казань |
|
27 марта 2012 г. |
Дело N А65-16802/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Карева В.Ю., по доверенности от 12.03.2012 (б/н), Шалаумовой Н.П., по доверенности от 05.03.2012 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 (судья Гасимов К.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи: Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-16802/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Санкт-Петербург, к Финансово-бюджетной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга, о признании действий незаконными, с участием третьего лица: Исполнительного комитета г. Елабуги Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Многоотраслевое производственное объединение жилищного хозяйства и благоустройства", г. Санкт-Петербург (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Финансово-бюджетной палате Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г. Елабуга (далее - финансовый орган, ответчик) о признании незаконными действий по отказу от исполнения судебного акта по исполнительному листу серии АС N 001879989 от 08.07.2011 и возврату документов, направленных для исполнения судебного акта.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Исполнительный комитет Города Елабуги Елабужского муниципального района (далее - Исполком).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе финансовый орган просит вынесенные по делу судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
До рассмотрения кассационной жалобы от финансового органа поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по кассационной жалобе в связи с болезнью его представителя.
Заявленное ходатайство отклонено судебной коллегией.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Болезнь представителя лица, участвующего в деле, не является уважительной причиной его неявки в судебное заседание и основанием для его отложения, поскольку в силу статьи 59 АПК РФ ответчик не лишен возможности вести дело в арбитражном суде через другого представителя.
Кроме того, частью 3 статьи 284 АПК РФ установлено, что неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 в порядке статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.03.2011 по делу N А65-20755/2010 выдан исполнительный лист серии АС N 001879989 о взыскании с Муниципального образования город Елабуга в лице Исполнительного комитета за счет средств казны в пользу общества 4 510 799 рублей 40 копеек долга, 236 372 рубля 28 копеек процентов и 48 064 рубля 79 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Данный исполнительный лист предъявлен ответчику к исполнению.
Письмом от 14.07.2011 N 645 ответчик вернул обществу вышеуказанный исполнительный лист с предложением направить его Муниципальному образованию города Елабуга в лице Исполнительного комитета.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (пункт 1 статьи 318 АПК РФ).
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 2 статьи 318 АПК РФ).
В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из пункта 1.1. Положения, утвержденного решением Совета Елабужского муниципального района от 22.12.2010 N 31 основной задачей Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района является составление проекта бюджета Елабужского муниципального района, организация бюджета района, составление отчета об исполнении бюджета района, предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Согласно пункту 3.1.23. вышеуказанного Положения Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района исполняет судебные акты по искам к Елабужскому муниципальному району в порядке, предусмотренном БК РФ.
Следовательно, органом, исполняющим судебный акт по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, на территории Елабужского муниципального района РТ является ответчик.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В рассматриваемом случае взыскание задолженности произведено по договору от 22.02.2010 N 4, на котором были основаны исковые требования заявителя. По условиям данного договора общество обязалось выполнить работы по содержанию и текущему ремонту объектов внешнего благоустройства города Елабуга, в частности работы по содержанию и текущему ремонту объектов дорожно-мостового хозяйства, по озеленению территории города, по содержанию прочих объектов благоустройства и по санитарной очистке города.
Таким образом, Исполком выступает не как казенное учреждение, исполнение обязательств которого осуществляется за счет его сметы доходов и расходов, а как орган местного самоуправления, исполнение обязательств которого осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, и обязанность исполнить решение суда о взыскании денежных средств по обязательствам органа Елабужского муниципального района, лежит на финансовом органе муниципального образования.
Довод ответчика о том, что в бюджете района не заложены средства на исполнение судебного акта, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для его неисполнения в силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ. Доказательства невозможности исполнения вышеуказанного исполнительного листа первым ответчиком суду не были представлены.
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Следовательно, ответчик обязан был исполнить исполнительный лист АС N 001879989 в порядке, установленном БК РФ.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу N А65-16802/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 1.1. Положения, утвержденного решением Совета Елабужского муниципального района от 22.12.2010 N 31 основной задачей Финансово-бюджетной палаты Елабужского муниципального района является составление проекта бюджета Елабужского муниципального района, организация бюджета района, составление отчета об исполнении бюджета района, предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Согласно пункту 3.1.23. вышеуказанного Положения Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района исполняет судебные акты по искам к Елабужскому муниципальному району в порядке, предусмотренном БК РФ.
...
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
...
Довод ответчика о том, что в бюджете района не заложены средства на исполнение судебного акта, правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для его неисполнения в силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ. Доказательства невозможности исполнения вышеуказанного исполнительного листа первым ответчиком суду не были представлены.
В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2012 г. N Ф06-1557/12 по делу N А65-16802/2011