г. Казань |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N А65-17204/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Белочка"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2011 (Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А65-17204/2011
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Белочка" к Отделу Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Татарстан, с участием третьих лиц - Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, Министерства образования и науки Республики Татарстан, об оспаривании постановления от 19.07.2011 N 0326-2011-0647,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 5 "Белочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Республике Татарстан (далее - административный орган, ответчик) об оспаривании постановления от 19.07.2011 N 0326-2011-0646 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 21.10.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
В судебном заседании 05.04.2012 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 12.04.2012.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ответчиком на основании распоряжения от 05.07.2011 N 226 проведена проверка соблюдения заявителем обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России от 18.06.2003 N 313.
В здании детского сада по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, п. Октябрьский, ул. Новая, 15:
1) применены горючие материалы для отделки полов путей эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);
2) здание не обеспечено системой водоснабжения для наружного пожаротушения с расходом не менее 10 л/с (п. 6 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ);
3) линии электроснабжения помещений не оборудованы устройствами защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников (п. 4 ст. 82 Федерального закона N 123-ФЗ);
4) не проверено состояние огнезащитной обработки (п. 36 ППБ 01-03);
5) не оборудованы помещения автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 таблица 1 НПБ 110-03);
6) не оборудована система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 14 таблица 2 СП 3.13130.2009);
7) на путях эвакуации не выполнено эвакуационное освещение (п. 4.3.1 СП 1.13130.2009);
8) не оборудован канал передачи информации пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (п. 14.4 СП 5.13130.2009);
9) отсутствует план эвакуации на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р12.2.143-2009 (п. 16 ППБ 01-03);
10) указатель направления движения к пожарным гидрантам выполнен не в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п. 90 ППБ 01-03).
В здании детского сада по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, п. Октябрьский, ул. Школьная, 1:
1) применены горючие материалы для отделки полов на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);
2) детский сад размещен не в отдельно стоящем здании (объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1 следует размещать в отдельно стоящих зданиях) (п. 5.1.3 СП 4.13130.2009);
3) не оборудованы помещения автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 табл. 1 НПБ 110-03);
4) не оборудована система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 14 табл. 2 СП 3.13130.2009);
5) не оборудован канал передачи информации пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (п. 14.4 СП 5.13130.2009);
6) части здания школы и детского сада и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности (п. 1, п. 2, 3 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ);
7) отсутствует план эвакуации на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Г 12.2.143-2009 (п. 16 ППБ 01-03);
8) огнетушители не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п. 108 приложение 3 ППБ 01-03);
9) ковровые дорожки на путях эвакуации не прикреплены надежно к полу (п. 56 ППБ 01-03);
10) на путях эвакуации не выполнено эвакуационное освещение (п. 4.3.1 СП 1.13130.2009);
11) допускается хранение горючих материалов под лестничным маршем (п. 53 ППБ 01-03).
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 12.07.2011 N 227, в котором перечислены вышеуказанные нарушения (л. д. 6-7).
В присутствии законного представителя заявителя 15.07.2011 в отношении МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" составлен протокол N 326-2011-0646 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ (л. д. 8-9).
Постановлением от 19.07.2011 N 0326-2011-0646 заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 15).
Не согласившись с принятым постановлением по делу об административном правонарушении, МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Дав оценку данным обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии нарушений правил противопожарной безопасности, за которые в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) несет ответственность само образовательное учреждение.
В кассационной жалобе МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что суды не установили и не дали оценки существенным для рассмотрения дела обстоятельствам, а именно: здание, занимаемое образовательным учреждением, введено в эксплуатацию до 2009-2011 гг., и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ) установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены. Суд не принял во внимание особенности финансирования муниципальных образовательных учреждений и представленные учреждением доказательства отсутствия у него финансовых средств для выполнения противопожарных мероприятий, что влечет отсутствие вины Учреждения.
МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка", считая, что в нарушении правил противопожарной безопасности отсутствует его вина, представило суду переписку с собственником в лице его органов управления, из которой следует, что образовательное учреждение просило принять меры содействия в устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре, канала передачи информации в пожарную часть, дверей, отвечающих требованиям огнестойкости, в связи с отсутствием у учреждения денежных средств для устранения данных нарушений. Из имеющихся писем управления образования следует, что собственник не располагает финансовыми возможностями для финансирования необходимых противопожарных мероприятий, не решен окончательно и вопрос полного финансирования данных мероприятий за счет средств республиканского бюджета.
Статьей 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Однако ни КоАП РФ, ни Закон о пожарной безопасности не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственника имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Согласно Уставу МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон "О некоммерческих организациях") установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Пунктом 3 части 2 статьи 15 Закона "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование - в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского района Республики Татарстан от 28.12.2010 N 2640 муниципальные образовательные учреждения Зеленодольского района являются бюджетными учреждениями.
Согласно статье 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно статье 5.9 устава МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" к компетенции Учредителя относится финансирование Учреждения, капитальный ремонт здания Учреждения.
Пунктом 5.11 устава Учреждения установлено, что учредитель обязан предоставлять учреждению землю, здания, сооружения, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (аналогичные положения содержит статья 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"); осуществлять финансирование Учреждения на основе государственных, местных нормативов финансирования, согласно смете доходов и расходов Учреждения (аналогичные положения содержит часть 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Данное здание, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", закреплено собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением. Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечения образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности, включая оборудование такого здания необходимыми инженерными системами оповещения и пожаротушения.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" к ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием инженерных противопожарных систем, автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, а также с конструктивными недостатками здания - применением горючей отделки на путях эвакуации, не разделением между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности части здания школы и детского сада и помещений различных классов функциональной пожарной опасности, учитывая, что административный орган в нарушение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не опроверг доводов учреждения о невозможности установки таких систем и замены материала отделки путей эвакуации и дверей в связи с неисполнением собственником имущества обязанности по финансированию противопожарных мероприятий в детском саду.
Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки. Однако в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада.
Таким образом, за вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности у административного органа не имелось оснований для привлечения к административной ответственности образовательного учреждения.
Однако иные выявленные административным органом нарушения правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541, - отсутствие указателей направления движения к пожарным гидрантам, выполненного в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемных указателей со светильником, или плоских, выполненных с использование светоотражающих покрытий); отсутствие плана эвакуации; отсутствии эвакуационного освещения, отсутствие нанесенных белой краской порядковых номеров на корпусах огнетушителей; не прикрепление на путях эвакуации ковровых дорожек надежно к полу; хранение горючих материалов под лестничным маршем - являются самостоятельными нарушениями правил пожарной безопасности, ответственность за нарушение которых несет образовательное учреждение.
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А65-17204/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" к ответственности за правонарушения, связанные с отсутствием инженерных противопожарных систем, автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре, канала передачи информации автоматической пожарной сигнализации в пожарную часть, а также с конструктивными недостатками здания - применением горючей отделки на путях эвакуации, не разделением между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности части здания школы и детского сада и помещений различных классов функциональной пожарной опасности, учитывая, что административный орган в нарушение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не опроверг доводов учреждения о невозможности установки таких систем и замены материала отделки путей эвакуации и дверей в связи с неисполнением собственником имущества обязанности по финансированию противопожарных мероприятий в детском саду.
Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки. Однако в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания детского сада.
...
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2012 г. N Ф06-1255/12 по делу N А65-17204/2011