г. Самара |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А65-17204/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
Министерства образования и науки Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 января 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Белочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2011 года по делу N А65-17204/2011 (судья Воробьев Р.М.)
по заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 5 "Белочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, п. Октябрьский,
к Отделу Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
третьи лица:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
об оспаривании постановления от 19.07.2011 г. N 0326-2011-0646,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 5 "Белочка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по - заявитель, МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Отделу Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по Республике Татарстан (далее - ответчик) об оспаривании постановления от 19.07.2011 г. N 0326-2011-0646.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 21 октября 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчиком на основании распоряжения от 05.07.2011 г. N 226 проведена проверка соблюдения заявителем обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313.
В здании детского сада по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, п. Октябрьский, ул. Новая, 15:
1) применены горючие материалы для отделки полов путей эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);
2) здание не обеспечено системой водоснабжения для наружного пожаротушения с расходом не менее 10 л/с (п. 6 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ);
3) линии электроснабжения помещений не оборудованы устройствами защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников (п. 4 ст. 82 Федерального закона N 123-ФЗ);
4) не проверено состояние огнезащитной обработки (п. 36 ППБ 01-03);
5) не оборудованы помещения автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 табл. 1 НПБ 110-03);
6) не оборудована система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 14 табл. 2 СП 3.13130.2009);
7) на путях эвакуации не выполнено эвакуационное освещение (п. 4.3.1 СП 1.13130.2009);
8) не оборудован канал передачи информации пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (п. 14.4 СП 5.13130.2009);
9) отсутствует план эвакуации на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Р12.2.143-2009 (п. 16 ППБ 01-03);
10) указатель направления движения к пожарным гидрантам выполнен не в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (п. 90 ППБ 01-03).
В здании детского сада по адресу: Республика Татанстан, Зеленодольский район, п. Октябрьский, ул. Школьная, 1:
1) применены горючие материалы для отделки полов на путях эвакуации (п. 53 ППБ 01-03);
2) детский сад размещен не в отдельно стоящем здании (объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1 следует размещать в отдельно стоящих зданиях) (п. 5.1.3 СП 4.13130.2009);
3) не оборудованы помещения автоматической установкой пожарной сигнализации (п. 3 ППБ 01-03, п. 4 табл. 1 НПБ 110-03);
4) не оборудована система оповещения людей о пожаре 1-го типа (п. 14 табл. 2 СП 3.13130.2009);
5) не оборудован канал передачи информации пожарной сигнализации на пульт пожарной охраны (п. 14.4 СП 5.13130.2009);
6) части здания школы и детского сада и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности (п. 1, п. 2, 3 ст. 88 Федерального закона N 123-ФЗ);
7) отсутствует план эвакуации на случай возникновения пожара в соответствии с требованиями ГОСТ Г 12.2.143-2009 (п. 16 ППБ 01-03);
8) огнетушители не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (п. 108 прил. 3 ППБ 01-03);
9) ковровые дорожки на путях эвакуации не прикреплены надежно к полу (п. 56 ППБ 01-03);
10) на путях эвакуации не выполнено эвакуационное освещение (п. 4.3.1 СП 1.13130.2009);
11) допускается хранение горючих материалов под лестничным маршем (п. 53 ППБ 01-03).
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 12.07.2011 г. N 227, в котором перечислены вышеуказанные нарушения (л.д. 6-7).
15.07.2011 г. в присутствии законного представителя заявителя в отношении МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" составлен протокол N 0326-2011-0646 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 8-9).
19.07.2011 г. постановлением N 0326-2011-0646 заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 15).
Не согласившись с принятым постановлением по делу об административном правонарушении, МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно Уставу МБОУ "Детский сад N 5 "Белочка" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
В связи с чем обязанность по выполнению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена на Учреждение.
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона).
Конкретные требования пожарной безопасности в виде специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 (п. 1 ППБ 01-03).
Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03).
Материалами дела подтверждается нарушение заявителем требований Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2009, СП 5.13130.2009, что образует составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что требования Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются на здание детского сада, которое было построено и принято в эксплуатацию до 2009 г., то есть до принятия и введение в действие норм, регламентирующих требования к пожарной безопасности, подлежат отклонению.
В части 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если: в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается несоблюдение Учреждением требований нормативных документов по пожарной безопасности. Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека.
С учетом изложенного то обстоятельство, что здание детского сада было построено до введения в действие настоящего Федерального закона, не освобождает заявителя от необходимости соблюдения требований, установленных правилами пожарной безопасности в здании и в помещениях дошкольного учреждения, в которых находятся и обучаются дети.
Кроме того, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указывает, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности обязательны для исполнения, в том числе, и при эксплуатации объектов защиты.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о необходимости больших материальных затрат обоснованно отклонен судом первой инстанции как не влияющий на квалификацию вменяемых административных правонарушений.
В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушений.
Процессуальных нарушений при административном производстве ответчиком не допущено. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе административного производства ответчик действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав заявителя, предусмотренных КоАП РФ.
Наказание применено административным органом в минимальных пределах санкции, установленной частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Основания для признания вменяемых правонарушений малозначительными и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Доводы, приведенные МБДОУ "Детский сад N 5 "Белочка" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2011 года по делу N А65-17204/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается несоблюдение Учреждением требований нормативных документов по пожарной безопасности. Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека.
С учетом изложенного то обстоятельство, что здание детского сада было построено до введения в действие настоящего Федерального закона, не освобождает заявителя от необходимости соблюдения требований, установленных правилами пожарной безопасности в здании и в помещениях дошкольного учреждения, в которых находятся и обучаются дети.
Кроме того, ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указывает, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности обязательны для исполнения, в том числе, и при эксплуатации объектов защиты.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Наказание применено административным органом в минимальных пределах санкции, установленной частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Основания для признания вменяемых правонарушений малозначительными и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют."
Номер дела в первой инстанции: А65-17204/2011
Истец: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N5 "Белочка" Зеленодольского муниципального района РТ, п. Октябрьский
Ответчик: Отдел Государственного пожарного надзора по г. Зеленодольску и Зеленодольскому муниципальному району Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям России по РТ, г. Зеленодольск
Третье лицо: Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района, г. Зеленодольск, Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань