г. Казань |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А57-9542/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя:
истца - Андреева М.В. (доверенность от 01.01.2012 N 46-04-4000д),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011 (судья Алькова В.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Грабко О.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-9542/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585) к федеральному государственному унитарному предприятию "Петровский электромеханический завод "Молот" (ОГРН 1026401828034, ИНН 6444001487) о взыскании задолженности по оплате поставленного газа, неустойки и убытков, возникших в связи с оплатой работ по прекращению подачи газа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - истец, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском (с учетом принятого судом уточнения) к федеральному государственному унитарному предприятию "Петровский электромеханический завод "Молот" (далее - ответчик, ФГУП "ПЭМЗ "Молот") о взыскании задолженности по оплате отобранного газа за апрель 2011 года в размере 2 771 617,53 руб., 60 975,59 руб. неустойки, 8055,45 руб. убытков по возмещению стоимости выполненных работ по прекращению подачи газа в апреле 2011 года.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил отказ от исковых требований в части взыскания неустойки в размере 60 975,59 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 05.09.2011 исковые требования о взыскании убытков по возмещению стоимости выполненных работ по прекращению подачи газа в апреле 2011 года в размере 8055,45 руб. выделены в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, производство по делу в части требований о взыскании неустойки в размере 60 975,59 руб. прекращено, исковые требования в части взыскания задолженности удовлетворены частично, с ФГУП "ПЭМЗ "Молот" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" взыскана задолженность за поставленный в апреле 2011 года природный газ в размере 1 903 535,62 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении иска, взыскать с пользу истца задолженность в сумме 868 081,91 руб.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В силу статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы начато сначала вследствие замены судьи Филимонова С.А. на судью Сибгатуллина Э.Т.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, считает их подлежащими отмене в части взыскания с ФГУП "ПЭМЗ "Молот" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" задолженности за поставленный в апреле 2011 года природный газ в размере 1 903 535,62 руб., государственной пошлины в размере 25 313,98 руб. и отказа в удовлетворении остальной части иска с направлением дела у казанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.01.2011 между ФГУП "ПЭМЗ "Молот" (покупатель) и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (поставщик) был заключен договор на поставку газа N 46-5-8061/11, согласно которому поставщик обязался поставлять газ, а покупатель обязался получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами.
Срок действия договора стороны установили с 01.01.2011 по 31.03.2011, а по расчетам до полного завершения сторонами своих обязательств.
В пределах действия указанного договора в связи с нарушением покупателем сроков оплаты за поставленный газ и за его транспортировку за период: январь, февраль 2011 года поставщиком 25.02.2011 было принято решение (факсограмма от 25.02.2011 N 12.2-121) о введении 50% ограничения поставки газа (суточный лимит равен 50%) с 02.03.2011, а в случае не решения вопроса по оплате с 09.03.2011 полное прекращение поставки газа (суточный лимит равен 0,0 тыс.куб.м).
Покупатель 02.03.2011 самостоятельно произвел ограничение поставки газа на 50% (в работе остался один котел).
09 марта 2011 года покупатель отказался самостоятельно произвести прекращение поставки газа и не допустил представителей поставщика до газопотребляющего устройства.
ФГУП "ПЭМЗ "Молот" 24.03.2011 направило истцу предложение продлить договор поставки газа, начиная с 01.04.2011 до 31.12.2011 года, с помесячной разбивкой объемов, подлежащего поставке газа.
Письмом от 24.03.2011 N 12-02-13/998 ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" предложил ответчику с 10 часов 00 минут 01.04.2011 самостоятельно прекратить отбор газа (т. 1, л.д. 82).
Однако, в апреле 2011 года ответчик продолжал отбор газа, в связи с чем, как указано истцом, филиалом-трестом "Петровскмежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз" 19.04.2011 выполнены работы по прекращению подачи газа с установкой фланцевой заглушки на надземном газопроводе.
В материалы дела представлен акт N 908 приемки выполненных работ по прекращению подачи газа с установкой фланцевой заглушки на надземном газопроводе на 19.04.2011.
Истец предъявил ФГУП "ПЭМЗ "Молот" счета-фактуры на оплату потребленного апреле 2011 года газа, в которых стоимость газа определена исходя из объемов поставки газа, предусмотренных договором на поставку газа от 01.01.2011 N 46-5-8061/11, с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).
Поскольку указанные счета не были оплачены, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суды исходили из того, что применение пункта 4.2 договора от 01.01.2011 N 46-5-8061/11 и пункта 17 Правил поставки газа, предусматривающих штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, к правоотношениям сторон по поставке газа в отсутствие согласованного сторонами договора является неправомерным.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что дополнительное соглашение, продлевающее действие договора поставки газа от 01.01.2011 N 46-5-8061/11 на апрель 2011 года между сторонами не подписано, следовательно, объемы, подлежащего поставке в апреле 2011 года газа не согласованы.
Вместе с тем, суды пришли к выводу, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке-потреблению природного газа.
Согласно пункту 5.3 договора поставщик, руководствуясь статьей 523 ГК РФ, имеет право в одностороннем порядке с уведомлением покупателя уменьшить согласованные в разделе 2.1 настоящего договора объемы газа. При этом договор поставки считается измененным с момента получения покупателем уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично.
Поскольку ответчик допустил неоднократное нарушение условий об оплате за газ истец факсограммой от 25.02.2011 N 12.2-121 уведомил ответчика о полном прекращении поставки газа с 09.03.2011 в случае не решения вопроса по оплате.
В связи с продолжением в апреле 2011 года отбора газа, истец составил односторонний акт поданного-принятого газа от 30.04.2011 согласно которому ответчик в апреле 2011 года получил природный газ в объеме 461,552 тыс.куб.м.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Признав неправомерным расчет истца, произведенный исходя из общего объема отобранного ответчиком газа, сверх установленного договором, с применением коэффициентов 1,1 и 1,5, суды исходили из того, что применение указанных коэффициентов, являющихся по сути штрафными санкциями, при установлении факта перерасхода газа возможно лишь в случае, если между сторонами согласованы объемы поставки.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Газоснабжение согласно статье 2 Закона о газоснабжении является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
На основании статьи 8 Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
- устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;
- утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации;
- определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 5 Правил поставки газа установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов.
Согласно пункту 12 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
Из положений пунктов 15 и 17 Правил поставки газа следует, что покупатель вправе отбирать газ в большем количестве, чем согласовано в договоре поставки. При этом стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет отличной от той, которая установлена в договоре за поставку в пределах согласованного объема.
В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Таким образом, пунктом 17 Правил поставки газа и пунктом 4.2 договора определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного (несогласованного сторонами) объема. Предусмотренные пунктом 17 Правил поставки газа повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования в регулируемом виде деятельности по газоснабжению, а не неустойку.
Поэтому вывод судов об иной правовой природе указанных коэффициентов является ошибочным.
Исходя из вышеизложенного, позицию судов о невозможности применения повышающих коэффициентов, установленных пунктом 17 Правил поставки газа при потреблении газа в несогласованном с поставщиком объеме судебная коллегия считает основанной на неправильном толковании норм материального права.
Кассационная инстанция ввиду ограниченности своих полномочий, предусмотренных статьями 286, 287 АПК РФ не вправе давать оценку расчету истца, поскольку правильность определения объема поставленного газа посуточно за периоды, к которым подлежат применению коэффициент 1,1 и коэффициент 1,5, и, как следствие, стоимость отобранного газа в указанные периоды с учетом повышающих коэффициентов судами нижестоящих инстанций не оценивалась.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части взыскания с ответчика задолженности за поставленный в апреле 2011 года природный газ в размере 1 903 535,62 руб., государственной пошлины в размере 25 313,98 руб. и отказа в удовлетворении остальной части иска, а дело - направлению на новое рассмотрение в указанной части.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать изложенные выше обстоятельства, правильно применить нормы материального права с учетом рекомендаций, данных в настоящем постановлении, проверить расчет истца, в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по делу N А57-9542/2011 в части взыскания с федерального государственного унитарного предприятия "Петровский электромеханический завод "Молот" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" задолженности за поставленный в апреле 2011 года природный газ в размере 1 903 535,62 руб., государственной пошлины в размере 25 313,98 руб. и отказа в удовлетворении остальной части иска отменить.
В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.В. Арукаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Газоснабжение согласно статье 2 Закона о газоснабжении является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
На основании статьи 8 Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе:
...
Пунктом 5 Правил поставки газа установлено, что поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указанных Правил и иных нормативных правовых актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2012 г. N Ф06-1322/12 по делу N А57-9542/2011