г. Казань |
|
20 апреля 2012 г. |
Дело N А55-16409/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Меленьтевой Р. Р.,
при участии представителя:
заявителя - Абакарова Ш. М., доверенность от 10.04.2012,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леминг"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 (судья Бойко С. А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т. С., судьи Кузнецов В. В., Холодная С. Т.)
по делу N А55-16409/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Леминг", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия, с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леминг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в вынесении решения от 27.05. 2011 N 12-1/0156/10а об отказе в предоставлении земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219 под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом, 25.01.2010 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 120, 00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219, под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
29.03.2010 заинтересованное лицо направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, по результатам рассмотрения которого распоряжением от 11.05.2010 N РД-419 была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
28.05.2010 испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Письмом от 05.07.2010 N 12-1/0156/10а министерство отказало заявителю в предоставлении вышеназванного земельного участка по причине нахождения на нем временного павильона.
Не согласившись с указанным решением заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2010 по делу N А55-16592/2010 признаны незаконными действия заинтересованного лица, выразившиеся в отказе от 05.07.2010 N 12-1/0156/10а в предоставлении в аренду заявителю земельного участка площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219. Данным решением суд также обязал заинтересованное лицо рассмотреть по существу заявление ООО "Леминг" о предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Впоследствии письмом от 27.05.2011 N 12-1/0156/10а заинтересованное лицо вновь отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на расположение земельного участка в охранной зоне высоковольтного силового кабеля напряжением 6-10 кВ, телефонной канализации.
Указанный отказ послужил основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При принятии судебных актов, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что испрашиваемый обществом земельный участок находится в границах красных линий, занимает территорию общего пользования, расположен в охранной зоне высоковольтного силового кабеля напряжением 6-10 кВ, телефонной канализации и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в положениях статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок предоставления земельных участков).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка (пункт 2.2 Порядка предоставления земельных участков).
В силу пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Письмом от 04.06.2010 N Д05-01-01/5173-0-1 Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара сообщил заинтересованному лицу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, занимает территорию общего пользования, расположен в охранной зоне высоковольтного силового кабеля напряжением 6-10 кВ, телефонной канализации.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" предусмотрено, что не допускается размещение объектов некапитального характера в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно пункту 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
При этом данной нормой законодательства не установлен исчерпывающий перечень действий, которые запрещается осуществлять в охранных зонах.
Как обоснованно указано судами, размещение торгового павильона в охранной зоне высоковольтного силового кабеля напряжением 6-10 кВ может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, которые могут пользоваться услугами данного павильона.
Кроме того, в силу пункта 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод заявителя о том, что в кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка отсутствуют сведения об установленных охранных зонах, поскольку из указанного кадастрового паспорта усматривается, что весь испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, заявитель имел сведения о наличии ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что министерство обоснованно отказало в предоставлении обществу земельного участка, поскольку у него имелась информация о наличии препятствий для такого предоставления под испрашиваемые цели, установленного Законом Самарской области.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом оценки суда, не опровергают выводы арбитражных судов, противоречат приведенным правовым нормам, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 по делу N А55-16409/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Согласно пункту 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
...
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 апреля 2012 г. N Ф06-2630/12 по делу N А55-16409/2011