г. Казань |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А57-4360/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии:
ответчика - Костина П.Е. (доверенность от 11.07.2011),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2011 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-4360/2011
по заявлению Комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области к Счётной палате Саратовской области о признании недействительным пункта 4 предписания Счётной палаты Саратовской области от 10.03.2011 N 03-03/250, с участием заинтересованных лиц: Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии, Саратовской областной общественной организации "Саратовское объединение финно-угорского населения, Саратовской общественной организации "Грузинская община "Иверия", некоммерческого партнёрства "Национальная деревня", Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, Саратовской местной казахской национально-культурная автономии, региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Саратовской области, общественной организации "Федерация Каратэ-до Саратовской области", Региональной общественной организации "Центр поддержки творческих личностей", Саратовской региональной общественной организации "Русский Дом",
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области (далее - комитет, заявитель) к Счётной палате Саратовской области (далее - Счётная палата) с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Счётной палаты от 10.03.2011 N 03-03/250, которым комитету предписывалось принять меры по возврату на лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств субсидий, полученных некоммерческими организациями, нарушившими условия, установленные при предоставлении субсидий.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Счетная палата в отзыве возразила против доводов жалобы и просила оставить ее без удовлетворения.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствие заявителя жалобы.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Счётной палатой Саратовской области проведена проверка использования комитетом в 2009-2010 годах средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы.
По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание от 10.03.2011 N 03-03/250.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также принимая во внимание положения областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа), суды не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в целях реализации целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы, Правительство Саратовской области приняло постановление от 12.05.2009 N 76-П "Вопросы реализации областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Постановление N 176-П), которым были утверждены: Положение об областном конкурсе проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами; Положение о предоставлении субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных, этнокультурных потребностей народов, проживающих на территории области, сохранение и развитие родных языков и культур и гармонизацию отношений между народами, в рамках реализации областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Положение о предоставлении субсидии).
Постановлением N 176-П были решены, в том числе, вопросы регулирования порядка проведения конкурса проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, включающего в себя проект и бюджет проекта по утвержденной форме.
При этом Положением о предоставлении субсидии предусмотрено, что она носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели. В случае нарушения получателем субсидии условий её предоставления, предусмотренных настоящим Положением, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.
Согласно названному Постановлению, контроль целевого использования субсидии осуществляет комитет, а произведенные расходы, связанные с реализацией проекта, подтверждаются первичными документами, прилагаемыми к финансовому отчету.
Между получателями субсидий по Программе и комитетом были заключены договоры на их предоставление, которые, в том числе, содержали следующие условия:
- изменения в деятельность по проекту и его бюджет вносятся получателем после согласования с комитетом в письменной форме. Изменения в деятельность по проекту и его бюджет, не согласованные комитетом в письменной форме, недействительны;
- получатель субсидии обязан использовать субсидию по определенному настоящим договором назначению;
- неисполнение получателем обязательств по настоящему договору дает комитету право требовать отмены субсидии. Отмена субсидии влечет ее возврат получателем плательщику.
Счетной палатой были выявлены следующие нарушения вышеназванных положений.
При проверке заявок на получение субсидий на приобретение компьютерной, цифровой и оргтехники, которая должна использоваться для проведения мероприятий по проекту установлено, что техника приобреталась после проведения мероприятий, то есть бюджетные средства тратились на приобретение материальных ценностей, не использованных для проведения заявленных мероприятий, а комитет принимал отчеты о необоснованных расходах без каких-либо замечаний.
Так, Саратовской региональной национально-культурной татарской автономии (далее - СРТНКА) в 2009 году была предоставлена субсидия в сумме 100 000 руб. на возмещение затрат, связанных с реализацией проекта в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с проведением праздничных мероприятий, способствующих формированию дружеских отношений между народами - праздника "Сабантуй-2009".
Для этих целей бюджетом проекта заявлено приобретение звукоусиливающей аппаратуры и оборудования на сумму 100 000 руб., с последующим использованием ее при проведении массовых культурных мероприятий.
Праздник "Сабантуй-2009" проходил 20.06.2009, между тем согласно акту о расходовании денежных средств, выделенных на проведение праздника и квитанциям к приходному кассовому ордеру от 25.08.2009 N 36 на сумму 50 000 руб. и от 02.09.2009 N 41 на сумму 50 000 руб., акту о приеме-передачи звукоусилительной аппаратуры от 11.09.2009 и накладной от 08.09.2009 N 4, аппаратура для праздника приобретена после проведения праздника.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что средства в сумме 100 000 руб., полученные СРТНКА, не использовались для реализации проекта, а со стороны комитета отсутствовал надлежащий контроль за целевым использованием бюджет средств названной организацией соответствуют материалам дела.
Аналогичное нарушение выявлено в ходе проверки по проекту "Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль волжских народов "Волга-река мира".
В 2009 и в 2010 годах победителем конкурса стал один и тот же проект "Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль волжских народов "Волга-река мира".
В 2009 году субсидии составили 60 000 руб. и использованы на приобретение: ноутбука стоимостью 23 500 руб., сувениров на сумму 20 000 руб., канцтоваров на сумму 16 500 руб.
В 2010 году субсидии составили 80 000 руб. и использованы на приобретение: компьютера стоимостью 35 500 руб., ноутбука стоимостью 14 000 руб., фотоаппарата стоимостью 25 100 руб., бланков приглашений на сумму 5000 руб., газеты "Азор" стоимостью 5000 руб. Данные товары были приобретены организацией в декабре 2010 года, что подтверждено Программными и финансовыми отчетами, первичными документами, представленными к ним.
Как следует из материалов дела, фестиваль волжских народов был проведен летом 2010 года, и заключался в поездке по реке Волге в течение 7 дней, при этом доказательств использования в данном мероприятии указанных товаров СОФУН комитетом не представлено.
В отношении проверки исполнения проекта "Сохранение культурного наследия финно-угорского населения Саратовской области" СОФУН в 2009 году установлено, что он признан победителем областного конкурса, и предусматривал проведение праздника "Балтай" 10.07.2009 в г. Хвалынске и 14.08.2009 в с. Новопушкинское.
Согласно финансовому отчету, представленному СОФУН в комитет, в указанный период приобретены: ноутбук стоимостью 23 400 руб. (03.09.2009), канцтовары и сувениры на сумму 36 600 руб.
Проверкой установлено, что названные товары на общую сумму 60 000 руб. приобретены после проведения праздничных мероприятий, следовательно, указанные денежные средства не подлежали возмещению СОФУН за счет субсидий.
Из программного отчета по проекту "Иверия" "Дети - наше будущее", проведенного Саратовской общественной организацией Грузинская община "Иверия" следует, что данной организацией были получены субсидии в сумме 70 000 руб., использованные на приобретение 3-х компьютеров у закрытого акционерного общества Фирма "АТТО" по расходной накладной от 28.11.2009.
Между тем, согласно отчету в рамках реализации проекта было проведено 3 мероприятия: 11.07.2009 - знакомство с национальной кухней; 08.08.2009 - знакомство с творчеством национального композитора Георгия Цабадзе; 28.08.2009 - национальный православный праздник Мариоба.
Таким образом, основываясь на материалах дела, суды признали, что оборудование, закупленное "Иверия" для его реализации, было использовано для других целей.
Для реализации в 2010 году проекта "Развитие национального творчества - путь к единству человечества", по которому "Иверия" была также признана победителем, была получена субсидия в сумме 60 000 руб., которая была использована на приобретение национальных костюмов у ИП Савиной Е.И. по договору поставки от 01.12.2010 N 1.
Вместе с тем, из программного отчета о реализации названного проекта следует, что были проведены следующие мероприятия: 25.05.2010 - день славянской письменности и языка; 12.06.2010 - день независимости России; 14.10.2010 - грузинский православный праздник Светицховлоба.
Из товарной накладной N 104 следует, что костюмы предпринимателем были переданы "Иверия" 27.12.2010, что подтверждено также финансовым отчетом о реализации проекта, представленным "Иверия" в комитет, что свидетельствует об их использовании не в рамках реализации мероприятий проекта.
С учетом вышеуказанного, выводы судов о ненадлежащем контроле целевого использования в сумме 130 000 руб. бюджетных средств комитетом, нарушения условий предоставления субсидий подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В ходе проверки целевого использования субсидии некоммерческому партнерству "Национальная деревня" проверяющими установлено, что в нарушение Положения о предоставлении субсидии представлены 2 проекта бюджета без даты, содержащих разные данные об административных и прочих расходах, об индивидуальной и финансовой поддержке.
Внесенное изменение в бюджет проекта в нарушение инструкции по подготовке финансового отчета, установленного Постановлением N 176-П, произведено без согласования с комитетом.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что подарки для участников фестиваля приобретены после проведения фестиваля.
В отношении расходования субсидии Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья по разработанному проекту "Общее дело" установлено, что субсидия в сумме 150 000 руб. предназначалась на проведение межнациональной смены в областном скаутском лагере.
Условием получения данной субсидии было использование последней на проведение мероприятий, согласно заявленному проекту. Однако Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, получив субсидии, не выполнила условия их получения.
Средства в сумме 48 300 руб. использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта.
В связи с ненадлежащим контролем за целевым использованием субсидии со стороны комитета, были нарушены условия предоставления субсидии, следовательно, субсидия в сумме 48 300 руб. подлежит возврату в областной бюджет в установленном законодательством порядке.
В отношении предоставления субсидии Саратовской местной казахской национально-культурной автономии (далее - СМКНКА), судом установлено, что в 2009 году проект СМКНКА "Этнологический и гуманитарный мониторинг казахской общины Саратовской области" посредством периодического издания "Саратовский хабар" был признан победителем областного конкурса.
По итогам конкурса была утверждена субсидия в сумме 60 000 руб. для приобретения фотоаппарата, ноутбука, диктофона, цветного принтера.
Проверкой установлено, что выделенные денежные средства направлены в том числе на покупку ризографа стоимостью 50 000 руб., не предусмотренного программой конкурса, вследствие чего суды согласились с выводами проверяющих об использовании 50 000 руб. на цели, не соответствующие условиям их получения, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля целевого использования субсидии субсидия в сумме 50 000 руб., подлежащих возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
В отношении предоставления субсидии в 2010 году Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии (далее - СРТНКА) судом установлено, что проект СРТНКА "Национальная гимназия-первоисточник сохранения национальной культуры" был признан победителем областного конкурса проектов, в связи с чем ею были получены субсидии из областного бюджета в сумме 80 000 руб.
Проверкой установлено и подтверждено материалами дела, что СРТНКА в нарушение Постановления 343-П изменила бюджет проекта без предварительного согласования с комитетом. Данным постановлением предусмотрено, что в случае изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области - председателя комитета общественных связей и национальной политики области, подписанное руководителем, главным бухгалтером (при наличии должности) организации и руководителем проекта, с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта и соответствующим обоснованием.
При таких обстоятельствах выводы проверяющих о ненадлежащем контроле со стороны комитета целевого использования субсидии обоснованно подтверждены судами, следовательно, субсидия в сумме 80 000 руб. подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
В отношении предоставления и расходования субсидии Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Саратовской области (далее - автономия), судом установлено, что по итогам конкурсной комиссии от 24.07.2009 автономия, как победитель, заключила договор от 10.08.2009 N 11 с комитетом на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией проектов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Размер субсидии с учетом уменьшения составил 120 000 руб., на которую представлен бюджет проекта без даты, с изменением статьи расходов, что привело к изменению деятельности, указанной в проекте.
Данный вывод подтвержден тем обстоятельством, что в бюджет проекта (без даты) внесена позиция, изначально в него не заявленная - предоставление зала, предоставление акустической аппаратуры, видеоаппаратуры, организация и проведение концертной программы, кроме того, вместо пошива национальных костюмов на сумму 50 000 руб. приобретены подарки на сумму 40 000 руб.
Инструкции по подготовке финансового отчета, утвержденной Постановлением 176-П, для изменения бюджета проекта необходимо представить письмо на имя министра области - председателя комитета общественных связей и национальной политики области с просьбой согласовать новую редакцию бюджета проекта с соответствующим обоснованием. Указанного письма в рассматриваемом случае, автономией и комитетом представлено не было. В связи с чем, суды обоснованно установили ненадлежащий контроль целевого использования субсидии со стороны комитета автономией, следовательно, субсидия в сумме 120 000 руб., также подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
В отношении предоставления и использования субсидии общественной организацией "Федерация Карате-до", судом установлено, что финансовый отчет 2009 года содержал данные о приобретении компьютера и мягких игрушек.
При этом бюджетом проекта приобретение компьютера стоимостью 60 000 руб. не было запланировано, соответствующие изменения в него не вносились, и суды сделали правомерный вывод об использовании данной суммы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом.
В силу ненадлежащего контроля целевого использования субсидии со стороны комитета, были нарушены условия ее предоставления, следовательно, субсидия в сумме 60 000 руб. подлежит возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
В отношении предоставления и использования субсидии Саратовской региональной организации "Центр поддержки творческих личностей", суды установили, что ей была предоставлена субсидия в 2009 году в сумме 60 000 руб., в 2010 году в сумме 50 000 руб. на проведение конкурсов рисунков.
В 2009 году был проведен конкурс "Дружба России и Абхазии глазами детей", по результатам которого было принято решение наградить призеров 1 и 2 места поездкой в Абхазию, победителей из Республики Абхазия в г. Саратов, для их ознакомления с историческими и культурными ценностями городов за счет средств бюджета, планировалось оплатить услуги связи и Интернета.
Между тем, как следует из финансового отчета, вместо поездки были произведены расходы на оплату услуг связи, канцелярские расходы, расходы на оплату рекламы на радио, а также транспортные расходы, к которым отнесены чеки с автозаправочной станции от 24.10.2009, 04.11.2009 на общую сумму 18 800 руб., и железнодорожный билет на имя Корневой Светланы Викторовны от 02.09.2009 в г. Адлер и от 14.09.2009 обратно.
При этом, из отчета не усматривается, на каком транспорте был произведен проезд двух победителей конкурса, и являлась ли победителем Корнева С.В., так же не усматривается приезд гостей из Абхазии.
Кроме того, проект содержал ожидаемые результаты об оценке эффективности проекта, проводимого художественным советом с участием искусствоведов Радищевского музея, однако, документов, подтверждающих данные результаты, в комитет не представлено.
В 2010 году СРОО "Центр поддержки творческих личностей" был проведен конкурс "Любимый город глазами молодых", для проведения которого были закуплены подрамники на сумму 34 000 руб., грунт, а так же поощрительные призы на сумму 10 000 руб., в данную сумму вошла оплата железнодорожных билетов в г. Москву и обратно для Рождественской Е.В. (руководителя организации) и покупка альбомов, медалей и ручек в количестве 30 штук на сумму 500 руб.
Как следует из программного отчета о реализации проекта, его целью являлось активное привлечение детей и юношества к миру изобразительного искусства, что не соответствует программным линиям конкурса, установленным постановлением Правительства: гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; сохранение и развитие национальной культуры; социокультурная интеграция и адаптация мигрантов.
Следовательно, средства в сумме 65 000 руб. (60 000 руб.+5000 руб.), использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств, и подлежат возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
В отношении предоставления и расходования субсидии СРОО "Русский дом" в 2009 и 2010 годах осуществлялся проект "Русское подворье" с выделением субсидий в размере 70 000 руб. и 60 000 руб. Согласно финансовому отчету в 2009 году, данной общественной организацией у ИП Антусевича были приобретены полки для посуды, столы, лавки, домашний текстиль, шайка, ушат, черпак, казан, чугунки, чугуны, швейная машинка Зингер, ножной привод к швейной машинке, самовар.
На приобретение машинки, привода и самовара документы к финансовому отчету не приложены. Чеки, товарные накладные, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие покупку данных товаров, отсутствуют.
При фактическом осмотре данных товаров в наличии не оказалось, в связи с чем, средства в сумме 16 500 руб. использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных бюджетом проекта и являются незаконным использованием средств, подлежащие возврату в областной бюджет в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суды обосновано отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку приведенные в кассационной жалобе о пересмотре судебных актов доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.09.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А57-4360/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, поэтому дело рассмотрено в отсутствие заявителя жалобы.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
...
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, а также принимая во внимание положения областной целевой программы "Национально-культурное развитие народов Саратовской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа), суды не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.
...
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку приведенные в кассационной жалобе о пересмотре судебных актов доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2012 г. N Ф06-939/12 по делу N А57-4360/2011