г. Казань |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А49-4120/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Муравьева С.Ю., Меленьтевой Р.Р.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области, город Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.11.2011 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Апаркин В.Н., Кузнецов В.В.)
по делу N А49-4120/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Пензанефтепродукт", город Пензе, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Пензенской области, город Пенза, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, город Москва, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Пензанефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - федеральное агентство), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области (далее - теруправление) о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 58:29:01008004:10 площадью 10 648 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира г. Пенза, район Октябрьский, район Арбеково; обязании федерального агентства и теруправления принять решение о предоставлении в собственность обществу вышеуказанного земельного участка; подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012, признано недействительным решение федерального агентства, изложенное в письме заместителя руководителя Росимущество от 18.05.2011 N ПП-10/13967, об отказе в предоставлении обществу в собственность вышеназванного земельного участка. Суд обязал федеральное агентство принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 58:29:01008004:10 площадью 10 648кв.м; обязал теруправление в течение месячного срока со дня принятия федеральным агентством решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка, подготовить и направить обществу договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя, спорный земельный участок может быть предоставлен обществу только на правах аренды, поскольку на данном участке расположены гидротехнические сооружения и следовательно он ограничен в обороте. Суд не привлек к участию в деле представителя пожарной службы МЧС России. Кроме того, судами не исследованы доказательства правомерности приобретения обществом очистных сооружений дождевых стоков и пожарных резервуаров.
В отзыве общество просило в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными, рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - перечень), утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В течение одного месяца с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: АЗС N 21 свидетельство 356262 от 04.03.2008 N 58АА, расположенный в г. Пензе, микрорайон Арбеково, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 58:29:01 008 004:0010, который находится в государственной собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством от 13.08.2003.
28.02.2011 общество представило в теруправление доработанный пакет документов на приватизацию вышеуказанного земельного участка, на котором расположен приватизированный объект недвижимости - сооружение АЗС N 21.
Документы, приложенные к заявлению на приватизацию, соответствует Перечню.
По результатам рассмотрения заявления общества заместителем руководителя федерального агентства принято решение от 18.05.2011 N ПП-10/13967 об отказе в приватизации земельного участка, поскольку, на земельном участке находятся гидротехнические сооружения - очистные сооружения дождевых стоков, а также пожарные резервуары, предназначенные для использования водных ресурсов, которые являются препятствием для приватизации земельного участка.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования, исходили из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции; судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Очистные сооружения и пожарные резервуары АЗС N 21 призваны обеспечить эксплуатацию автозаправочной станции в целях предотвратить негативное воздействие горюче-смазочных материалов и окружающую среду, а также пожарную безопасность автозаправочной станции.
При этом суды обоснованно исходили из того, что общество просит предоставить в собственность земельный участок, занимаемый объектом, который сам по себе никак не связан с эксплуатацией гидротехнических сооружений и не содержит на своей территории гидротехнических сооружений.
Указанный вывод судов кассатором надлежащими доказательствами не опровергнут.
Перечисленные выше объекты являются составной частью АЗС - сложной вещи, и их существование как самостоятельных объектов не доказано.
Ссылка заявителя на отсутствие в деле представителя пожарной службы МЧС и необходимости проверки законности приобретения упомянутых сооружений не может быть принята во внимание, поскольку не относится к предмету доказывания по настоящему делу.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А49-4120/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции; судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2012 г. N Ф06-2611/12 по делу N А49-4120/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2611/12