г. Казань |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А65-16458/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2011 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-16458/2011
по заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" к отделу государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району УГПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан, с участием третьего лица: исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Министерства науки и образования Республики Татарстан, о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2011 N 0326-2011-0572 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Татарстан обратилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Акзегитовская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, МБОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ") к Отделу государственного пожарного надзора по Зеленодольскому району УПН ГУ МЧС России по Республике Татарстан (далее - ОГПН по Зеленодольскому району, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2011 N 0326-2011-0572 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 11.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МБОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов административного дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления явились следующие нарушения в области пожарной безопасности: дверь в электрощитовой не противопожарная, с пределом огнестойкости менее Е130 (6.8.19 СНиП 2.13130); дверь, отделяющая пищеблок от других помещений школы, выполнена не противопожарной 2-го типа (Е130) (пункты 2, 3 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ); дверь, отделяющая спортивный зал от школы, не противопожарная, с пределом огнестойкости менее Е160 (пункты 2, 3 статьи 8 Федерального закона N 123-ФЗ); имеются неисправности электроприемников (пункт 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ); на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение (пункт 7.62 СНиП 23-05-95).
По данному факту административным органом были составлены акт проверки от 24.06.2011, протокол N 0326-2011-0572 об административном правонарушении от 24.06.2011 в отношении заявителя.
На основании материалов проверки административным органом 07.06.2011 было вынесено постановление N 0326-2011-0572 о назначении МБОУ "Акзегитовская СОШ ЗМР РТ" административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Суд первой инстанции признал факт вменяемого административного правонарушения подтвержденным материалами дела, вину школы в его совершении доказанным, порядок привлечения к административного ответственности не нарушенным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе заявитель указывает на отсутствие вины, ссылаясь при этом на переписку с собственником в лице его органов управления, из которой следует, что образовательное учреждение просило принять меры содействия в устранении нарушений правил пожарной безопасности, выразившихся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре, канала передачи информации в пожарную часть, дверей, отвечающих требованиям огнестойкости, в связи с отсутствием у учреждения денежных средств для устранения данных нарушений.
Из имеющихся писем управления образования следует, что собственник не располагает финансовыми возможностями для финансирования необходимых противопожарных мероприятий, не решен окончательно и вопрос полного финансирования данных мероприятий за счет средств республиканского бюджета.
Учитывая, что в силу статьи 38 Закон о пожарной безопасности ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества, суд должен был дать оценку данным доводам образовательного учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы - муниципального бюджетного образовательного учреждения.
КоАП РФ и Закон о пожарной безопасности не устанавливает четких критериев для разделения ответственности собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом.
Здание детского сада, в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", подлежит закреплению собственником - муниципальным образованием, на праве оперативного управления за учреждением.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.
Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.
Таким образом, судебная коллегия считает, что у административного органа и судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для привлечения образовательного учреждения к ответственности за правонарушения, связанные с конструктивными недостатками здания - дверь отделяющая спортивный зал от школы, не противопожарная с пределом огнестойкости менее Е160 (пункты 2, 3 статьи 8 Федерального закона N 123-Фз); неисправности электроприемников (пункт 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ); на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение (пункт 7.62 СНиП 23-05-95).
Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки.
Таким образом, за вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности у административного органа не имелось оснований для привлечения к административной ответственности образовательного учреждения.
Однако иные выявленные нарушения правил пожарной безопасности - неисправности электроприемников (пункт 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ); на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение (пункт 7.62 СНиП 23-05-95) являются самостоятельными нарушениями правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, ответственность за нарушение которых несет администрация образовательного учреждения.
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 по делу N А65-16458/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правомерным является и довод образовательного учреждения о том, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки.
Таким образом, за вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности у административного органа не имелось оснований для привлечения к административной ответственности образовательного учреждения.
Однако иные выявленные нарушения правил пожарной безопасности - неисправности электроприемников (пункт 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ); на путях эвакуации отсутствует эвакуационное освещение (пункт 7.62 СНиП 23-05-95) являются самостоятельными нарушениями правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, ответственность за нарушение которых несет администрация образовательного учреждения.
Поскольку административным органом за допущенные нарушения правил пожарной безопасности в их совокупности применено наказание в виде минимально установленного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ штрафа, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2012 г. N Ф06-2409/12 по делу N А65-16458/2011