г. Казань |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А57-11414/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Меленьтевой Р.Р., Альмашевой Г.Д.,
при участии представителя:
третьего лица - Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Минаева В.Ю., доверенность от 30.12.2011 N 03-02/2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2011 (судья Большедворская Е.Л.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-11414/2011
по иску Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный", г. Саратов, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о взыскании задолженности по арендной плате, пени за просрочку платежей,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к жилищно-строительному кооперативу "Юбилейный" (далее - ЖСК "Юбилейный", кооператив, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 29.12.2006 N 681 за период с третьего квартала 2008 года по третий квартал 2009 года включительно в сумме 977 558,73 рублей и пени за просрочку платежа в размере 297 916,34 рублей.
Определениями Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2011, от 19.10.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012, в удовлетворении исковых требований комитета отказано.
Комитет, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального, процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, распоряжением комитета от 08.12.2006 N Т-1376-р Лапшиной Зое Васильевне предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 64:48:000000:0244 площадью 6353 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, для размещения объекта социально-бытового обслуживания населения в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению кадастровом плане земельного участка от 04.12.2006 N 48/06-13204.
В соответствии с указанным распоряжением между комитетом (арендодатель) и Лапшиной Зоей Васильевной (арендатор) заключен договор аренды от 29.12.2006 N 681.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:0244 площадью 6353 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Новосоколовогорский жилой район, по договору замены стороны в обязательстве от 08.04.2008 был передан Лапшиной Зоей Васильевной Камбурову Ивану Иванову. Последний в свою очередь передал указанный земельный участок ЖСК "Юбилейный" по договору замены стороны в обязательстве от 29.04.2008
Названные договор аренды земельного участка и договоры замены стороны в обязательстве были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Неисполнение кооперативом обязательств по внесению арендной платы в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 29.12.2006 N 681 послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Земельный участок, находящийся в аренде ЖСК "Юбилейный", является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" (в редакции от 26.06.2006 N 70-ЗСО) распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то правительством области.
На момент заключения договора от 29.12.2006 N 681 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 19.09.2006 N 284-П "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" таким органом являлся комитет.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" (далее - Закон Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО) статья 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" признана утратившей силу.
Таким образом, с 19.10.2009 после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании "Город Саратов" осуществляет орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 "Об уставе муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом.
В соответствии с пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
В связи с изданием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО, признавшего статью 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" утратившей силу, к администрации муниципального образования "Город Саратов" перешли права уполномоченного органа по договору от 29.12.2006 N 681 независимо от его переоформления в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Изложенное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что рассматриваемые правоотношения имеют сложный субъектный состав. Хозяйствующий субъект вступил в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. На основании нормативного акта один уполномоченный орган в процессе реализации данных правоотношений был заменен другим. Произошла передача представительских полномочий, а не гражданских прав на землю.
Правопреемство в материальном праве произошло в связи с принятием Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО и изменением распорядителя земель, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона комитет выбыл из правоотношений; права уполномоченного органа по договору от 29.12.2006 N 681 перешли к администрации муниципального образования "Город Саратов".
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что с передачей распорядительных функций к администрации муниципального образования "Город Саратов" последней перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 19.10.2009.
В соответствии с Положением о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
Согласно указанному положению и Бюджетному кодексу Российской Федерации Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Решениями Саратовской городской Думы от 14.12.2009 N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" и от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010, 2011 годы (Приложения 2 к названным решениям), согласно которому на Комитет по землепользованию и градостроительству муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора.
В связи с этим Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является главным администратором доходов по плате за спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах суды правомерно не нашли оснований для удовлетворения заявленных комитетом исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2012 по делу N А57-10324/2011, от 17.04.2012 по делу N А57-10332/2011, от 17.04.2012 по делу N А57-10345/2011, от 17.04.2012 по делу N А57-13511/2011, от 18.04.2012 по делу N А57-10322/2011.
Изложенные в кассационной жалобе комитета доводы сводятся к оспариванию установленных фактических обстоятельств дела и доказательств, исследованных судами и получивших соответствующую оценку.
В силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств не наделен.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 по делу N А57-11414/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.Р. Меленьтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Положением о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 (с изменениями от 07.07.2010), Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
Согласно указанному положению и Бюджетному кодексу Российской Федерации Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов, в том числе начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, принятие решений о зачете (уточнении) платежей.
Решениями Саратовской городской Думы от 14.12.2009 N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" и от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010, 2011 годы (Приложения 2 к названным решениям), согласно которому на Комитет по землепользованию и градостроительству муниципального образования "Город Саратов" возложены полномочия главного администратора."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф06-2328/12 по делу N А57-11414/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9396/12
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9396/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9396/12
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2328/12
26.01.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-239/12