г. Казань |
|
26 апреля 2012 г. |
Дело N А57-19713/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
заявителя - Маркачевой Е.Л. (директор), Никифоровой Д.С. (доверенность от 11.04.2012), Честновой Н.В. (доверенность от 11.04.2012),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения культуры "Дом культуры села Колояр"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 (судья Землянникова В.В.)
по делу N А57-19713/2011
по заявлению муниципального учреждения культуры "Дом культуры села Колояр" к Отделу государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Саратовской области об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.10.2011 N 214,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное учреждение культуры "Дом культуры села Колояр" (далее - МУК "Дом культуры села Колояр") к Отделу государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Саратовской области (далее - ОГПН ГУ МЧС России по Саратовской области, административный орган) с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.10.2011 N 214.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 апелляционная жалоба МУК "Дом культуры села Колояр" возвращена заявителю, поскольку подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) и не содержит ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе МУК "Дом культуры села Колояр" просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии со статьей 121 АПК РФ все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов административного дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления явились следующие нарушения: здание МУК "Дом культуры села Колояр" не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (часть 1 статья 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - технический регламент), пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4 таблица 1 НПБ 110-03); здание клуба не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (часть 1 статья 151 Технического регламента, таблица 1, таблица 2 НПБ 104-03); отделка пола на путях эвакуации второго этажа выполнена горючими материалами (линолеум), не имеющего сертификата соответствия в области пожарной безопасности (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 53 ППБ 01-03, пункт 6.25* СНиП 21-01-97*); отделка стен и пола на путях эвакуации в фойе первого этажа выполнена горючими материалами (линолеум, деревянные панели), не имеющего сертификата соответствия в области пожарной безопасности (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.25* СНиП 21-01-97*); высота второго эвакуационного выхода из зрительного зала не соответствует установленным нормам (не менее 1, 9 м) (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.16 СНиП 21-01-97*); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания клуба (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.13*, СНиП 21-01-97*); предел огнестойкости деревянного лестничного марша с первого на второй этаж не соответствует установленным требованиям R 45 (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 5.18* таблица 4 СНиП 21-01-97*); отделка стен и пола зрительного зала выполнена материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности (линолеум, пластиковые и деревянные панели) (часть 4 статья 4 таблица 29 Технического регламента); в костюмерной эксплуатируется светильник без защитного плафона, предусмотренного конструкцией светильника (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 60 ППБ 01-03); отсутствует второй эвакуационный выход из здания ДК с. Ерыкла (часть 1 статья 151, пункт 6.13*, СНиП 21-01-97*); отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 96, ППБ 01-03); на полу, стенах и потолке зрительного зала допущена отделка материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности (часть 4 статья 4 таблица 29 Технического регламента).
В связи с обнаружением вышеперечисленных нарушений, административный орган привлек МУК "Дом культуры села Колояр" к ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд первой инстанции не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления.
Кассационная инстанция считает выводы суда в части наличия нарушений правил противопожарной безопасности обоснованными.
Между тем при вынесении решения суд не принял во внимание особенность финансирования муниципального казенного учреждения и доводы заявителя об отсутствии у него финансовых средств на выполнение противопожарных мероприятий.
Статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
Согласно Уставу МУК "Дом культуры села Колояр" является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за муниципальным учреждением носит целевой характер - удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии народной культуры, обеспечение культурного досуга, предоставление жителям разнообразных услуг социально-культурного и развлекательного характера, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, суд должен был дать оценку доводам заявителя учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы.
Кроме того, судом не исследованы доказательства, подтверждающие дату введения в эксплуатацию здания дома культуры, поскольку в силу части 4 статьи 4 Технического регламента установленные данным Законом правила пожарной безопасности на него не могут быть распространены на здания предшествующих годов постройки.
Поскольку судебный акт принят по неполностью исследованным обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует проверить обоснованность привлечения заявителя к административного ответственности с учетом вышеуказанных норм, а также принять во внимание "Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации", утвержденные приказом Министерством культуры Российской Федерации от 01.11.1994 N 736 и вынести обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 по делу N А57-19713/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов административного дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления явились следующие нарушения: здание МУК "Дом культуры села Колояр" не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (часть 1 статья 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - технический регламент), пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4 таблица 1 НПБ 110-03); здание клуба не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (часть 1 статья 151 Технического регламента, таблица 1, таблица 2 НПБ 104-03); отделка пола на путях эвакуации второго этажа выполнена горючими материалами (линолеум), не имеющего сертификата соответствия в области пожарной безопасности (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 53 ППБ 01-03, пункт 6.25* СНиП 21-01-97*); отделка стен и пола на путях эвакуации в фойе первого этажа выполнена горючими материалами (линолеум, деревянные панели), не имеющего сертификата соответствия в области пожарной безопасности (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.25* СНиП 21-01-97*); высота второго эвакуационного выхода из зрительного зала не соответствует установленным нормам (не менее 1, 9 м) (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.16 СНиП 21-01-97*); отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа здания клуба (часть 1 статьи 151 Технического регламента, пункт 6.13*, СНиП 21-01-97*); предел огнестойкости деревянного лестничного марша с первого на второй этаж не соответствует установленным требованиям R 45 (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 5.18* таблица 4 СНиП 21-01-97*); отделка стен и пола зрительного зала выполнена материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности (линолеум, пластиковые и деревянные панели) (часть 4 статья 4 таблица 29 Технического регламента); в костюмерной эксплуатируется светильник без защитного плафона, предусмотренного конструкцией светильника (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 60 ППБ 01-03); отсутствует второй эвакуационный выход из здания ДК с. Ерыкла (часть 1 статья 151, пункт 6.13*, СНиП 21-01-97*); отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (часть 1 статья 151 Технического регламента, пункт 96, ППБ 01-03); на полу, стенах и потолке зрительного зала допущена отделка материалами, не имеющими сертификата пожарной безопасности (часть 4 статья 4 таблица 29 Технического регламента).
В связи с обнаружением вышеперечисленных нарушений, административный орган привлек МУК "Дом культуры села Колояр" к ответственности по части 1 и части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Статьей 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.
...
Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения.
Принимая во внимание положения вышеназванных нормативных актов, а также положения статьи 38 Закона о пожарной безопасности, суд должен был дать оценку доводам заявителя учреждения с учетом особенностей его организационно-правовой формы."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2012 г. N Ф06-2162/12 по делу N А57-19713/2011