г. Казань
12 мая 2012 г.
Дело N А57-10202/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителей:
истца - Ульянова С.Н. (доверенность от 16.111.2011),
1-го ответчика - Берестовской С.А. (доверенность от 30.12.2011 N 03-02/2012),
2-го ответчика - Степанова А.А. (доверенность от 07.03.2012 N 01-03/22),
1-го третьего лица - Цопина А.А. (доверенность от 30.11.2011),
2-го третьего лица - Цопина А.А. (доверенность от 12.01.2012 N 18-01/15)
в отсутствие иных заинтересованных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2011 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Грабко О.В., Камерилова В.А.)
по делу N А57-10202/2011
по исковому заявлению союза товариществ собственников жилья "Волга" к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 108 468 087 руб., при участии третьих лиц: муниципального учреждения "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", товарищества собственников жилья "Вишневое", Саратовского Межрайонного городского отдела судебных приставов по особым исполнительны производствам,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился союз товариществ собственников жилья "Волга" (далее - СТСЖ "Волга") к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам), администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) с иском о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в размере 108 468 087 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2011 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах комитет и администрация просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2010 по делу N А57-11646/2010 удовлетворены исковые требования СТСЖ "Волга" к муниципальному учреждению "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" (далее - МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова") об обязании выполнить ремонтные работы.
Постановлением Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 27.01.2011 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2010 оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2011 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2010 и постановление Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 27.01.2011 оставлены без изменений.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2011 по делу N А57-11646/2010 изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2010 по делу N А57-11646/2010, которым определено взыскать с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу СТСЖ "Волга" 108 468 087 руб.
Арбитражным судом Саратовской области 24.06.2011 выдан исполнительный лист серии АС N 001914296 по делу N А57-11646/2010 о взыскании с МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" в пользу СТСЖ "Волга" 108 468 087 руб.
Постановлением Двенадцатого апелляционного суда по делу N А57-11646/2010 от 26.08.2011 и дополнительным постановлением Двенадцатого апелляционного суда по делу N А57-11646/2010 от 12.09.2011 определение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2011 по делу N А57-11646/2010 оставлено без изменений.
В связи с отсутствием добровольного исполнения судебного акта, исполнительный лист был направлен истцом для исполнения в Саратовский межрайонный городской отдел службы судебных приставов.
Саратовским межрайонным городским отделом службы судебных приставов было возбуждено исполнительное производство N 4489/11/46/64 в отношении должника МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" о взыскании 108 468 087 руб. в пользу СТСЖ "Волга".
В связи с отсутствием у МУ "ДЕЗ по Ленинскому району" имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание.
Постановлением судебного пристава Саратовского межрайонного городского отдела судебных приставов от 11.07.2011 исполнительное производство N 4489/11/46/64 окончено, исполнительный лист возвращен истцу без исполнения.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно Уставу МУ "ДЭЗ по Ленинскому району г. Саратова" имущество дирекции является собственностью города Саратова.
Судами установлено, что администрация Ленинского района г. Саратова не является собственником имущества МУ "ДЭЗ по Ленинскому району г. Саратова", следовательно, с учетом статьи 120 ГК РФ, а также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" не может нести субсидиарную ответственность.
Из положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (в редакции от 29.04.2009) следует, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова (пункт 1), осуществляет полномочия распорядителя и получателя бюджетных средств, в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.20), то есть не является главным распорядителем бюджетных денежных средств, составляющих казну муниципального образования.
В соответствии с пунктами 3.38, 3.43, 4.1 положения о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (в редакции от 29.04.2009 N 39-440), комитет ведет сводный реестр главных распорядителей и получателей бюджетных средств, выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов муниципальной казны города, осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города. Бюджетные полномочия комитета по финансам администрации города перечислены в пункте 6 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденном решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271 (в редакции от 25.09.2008 N 31-327). Перечисленные бюджетные полномочия комитета в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что комитет является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций о надлежащем представительстве в суде интересов муниципального образования "Город Саратов" Комитетом по финансам, последний не привел каких-либо доказательств, подтверждающих наделение иного органа полномочиями представлять в суде интересы муниципального образования при рассмотрении настоящего спора. Заявляя об отсутствии у Комитета по финансам полномочий главного распорядителя бюджета, Комитет по финансам не указал надлежащий орган, который, по его мнению, наделен такими полномочиями.
Следовательно, выводы суда первой и апелляционной инстанции о наличии у Комитета по финансам, как финансового органа муниципального образования, полномочий представлять его в суде, не противоречат абзацу 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Ссылка заявителей жалобы на измененную Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" редакцию пункта 2 статьи 120 ГК РФ не принимаются судебной коллегией, поскольку предметом спора является субсидиарная ответственность собственника имущества муниципального учреждения по долгам учреждения, возникшим до 01.01.2011.
Отклоняется также довод заявителей жалобы о том, что до составления и утверждения промежуточного баланса отсутствует возможность установления недостаточности денежных средств и иного имущества у МУ "ДЭЗ по Ленинскому району г. Саратова", поскольку удовлетворение требований кредиторов учреждения не связано с составлением промежуточного баланса.
Факт неплатежеспособности МУ "ДЭЗ по Ленинскому району г. Саратова" установлен судебными актами, поэтому оснований для удовлетворения жалобы в данной части отсутствуют.
Остальные доводы кассационных жалоб аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 по делу N А57-10202/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
И.Ш. Закирова
А.Л. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций о надлежащем представительстве в суде интересов муниципального образования "Город Саратов" Комитетом по финансам, последний не привел каких-либо доказательств, подтверждающих наделение иного органа полномочиями представлять в суде интересы муниципального образования при рассмотрении настоящего спора. Заявляя об отсутствии у Комитета по финансам полномочий главного распорядителя бюджета, Комитет по финансам не указал надлежащий орган, который, по его мнению, наделен такими полномочиями.
Следовательно, выводы суда первой и апелляционной инстанции о наличии у Комитета по финансам, как финансового органа муниципального образования, полномочий представлять его в суде, не противоречат абзацу 3 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Ссылка заявителей жалобы на измененную Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" редакцию пункта 2 статьи 120 ГК РФ не принимаются судебной коллегией, поскольку предметом спора является субсидиарная ответственность собственника имущества муниципального учреждения по долгам учреждения, возникшим до 01.01.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2012 г. N Ф06-2514/12 по делу N А57-10202/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9779/12
15.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9779/12
02.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5214/13
15.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2307/13
03.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9779/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9779/12
12.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2514/12
10.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8988/11
03.10.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-10202/11