г. Казань |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А55-18453/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Ряшенцева И.Н., доверенность от 15.03.2012 N 04/009,
третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Литонина А.В., доверенность от 20.04.2012 (б/н),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 (судья Асадуллина С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-18453/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Дуцева Владимира Ивановича, г. Тольятти (ОГРНИП 304632007800424, ИНН 632200204226) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти, о взыскании излишне взысканных пеней в размере 32 665,89 руб. и процентов в размере 3504,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дуцев Владимир Иванович (далее - заявитель, ИП Дуцев В.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Самарской области (далее - инспекция N 19, налоговый орган) о взыскании излишне взысканных пеней в размере 32 665,89 руб. и процентов в размере 3504,84 руб. в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 заявление удовлетворено, с инспекции в пользу индивидуального предпринимателя Дуцева В.И. взысканы пени в размере 32 665,89 руб., взысканные на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (инспекция N 2) от 21.10.2009 N 15-35/3/15, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3504,84 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины с заявления в размере 2000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 06.03.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 изменено.
С инспекции N 19 в пользу предпринимателя взысканы проценты на сумму излишне взысканных пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за 2006 год в размере 3480,95 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция N 19, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей налоговых органов, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 29.10.2010 по делу N А55-38347/2009 было удовлетворено заявление предпринимателя к инспекции N 2 и Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - Управление) с участием третьего лица инспекции N 19 и признаны недействительными решение инспекции N 2 от 21.10.2009 N 15-35/3/15 и решение Управления от 09.12.2009 N 03-15/30022 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по единому социальному налогу в размере 21 220,60 руб., предложения уплатить налог на доходы физических лиц в размере 688 000, руб., единый социальный налог в размере 106 103,02 руб., налог на добавленную стоимость в размере 606 095 руб., а всего в размере 1 421 418,62 руб.
Указанным решением налогового органа с предпринимателя Дуцева В.И. кроме суммы налогов и штрафа в размере 1 421 418,62 руб. были взысканы также пени в размере 32 665,89 руб., начисленные на сумму неуплаченного единого социального налога в размере 106 103,02 руб.
В связи с этим предпринимателем в инспекцию N 19 было направлено письмо от 14.07.2011 N 27 (вх. N 01-27/36112) о возврате из бюджета указанной суммы взысканных пеней.
Налоговый орган 04.08.2011 направил предпринимателю письмо (исх. N 10-32/06217), в котором указал на то, что вопрос о неправомерном начислении пени по единому социальному налогу в размере 32 665,89 руб. арбитражным судом по делу N А55-38347/2009 не рассматривался, в связи с чем заявление по вопросу возврата пени в размере 32 665,89 руб. оставлено без исполнения.
Из содержания решения инспекции N 2 от 21.10.2009 N 15-35/3/15 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности следует, что данным решением ИП Дуцеву В.И. по результатам проведенной налоговой проверки был доначислен единый социальный налог в размере 106 103,02 руб., на данную сумму налога были начислены пени в размере 32 665,89 руб.
Инспекцией N 19 18.01.2010 принято решение N 67 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств предпринимателя Дуцева В.И. на счетах в банках, в том числе и указанных сумм единого социального налога и пеней по нему.
Инкассовым поручением от 18.01.2010 сумма пеней по единому социальному налогу в размере 32 665,89 руб. была списана налоговым органом со счета предпринимателя в банке и зачислена в бюджет.
Судами установлено, что сумма пеней в размере 32 665,89 руб. (равно как и налог в размере 106 103,02 руб.) является излишне взысканной и подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 79 НК РФ.
Между тем, из материалов дела следует, что ИП Дуцев В.И. обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит кроме взыскания пеней в размере 32 665,89 руб., взыскать в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование денежными средствами.
ИП Дуцев В.И. обратился с заявлением об уточнении исковых требований (том 1 л.д. 129-130), которым заявил об изменении основания иска и просил взыскать проценты на основании пункта 5 статьи 79 НК РФ.
Данное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако из оспариваемого решения суда первой инстанции следует, что проценты взысканы в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами, т.е. по первоначальному требованию заявителя.
Апелляционным судом данное противоречие также не устранено.
Кроме того, согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета -согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
При новом рассмотрении суду необходимо установить за счет какого бюджета подлежит взыскать проценты с налогового органа.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить установленные нарушения и вынести законный и обоснованный судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 по делу N А55-18453/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ИП Дуцев В.И. обратился с заявлением об уточнении исковых требований (том 1 л.д. 129-130), которым заявил об изменении основания иска и просил взыскать проценты на основании пункта 5 статьи 79 НК РФ.
Данное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако из оспариваемого решения суда первой инстанции следует, что проценты взысканы в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами, т.е. по первоначальному требованию заявителя.
Апелляционным судом данное противоречие также не устранено.
Кроме того, согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2012 г. N Ф06-3213/12 по делу N А55-18453/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10866/12
09.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12890/12
31.08.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18453/11
17.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4640/12
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3213/12
06.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15597/11
29.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18453/11