г. Казань |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А55-15744/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Литонина А.В., доверенность от 28.10.2011 N 04/056,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012
по делу N А55-15744/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Викинги", г. Тольятти (ИНН 6321051752), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, г. Тольятти, о взыскании процентов в размере 337 237,86 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Викинги" (далее - ООО ТК "Викинги", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) процентов в размере 337 237,86 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012, заявленные обществом требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
При этом в самой кассационной жалобе инспекция не оспаривая судебные акты по существу настоящего спора и не приводя доводов и доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и их выводы, ссылается на ошибочность указания в резолютивной части судебных актов о взыскании с инспекции процентов в размере 337 237,86 руб. вместо обязании вернуть последние из соответствующего бюджета Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 10.05 2012 объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 15.05.2012, после которого заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащим изменению в резолютивной части на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений общества от 06.06.2011 б/н и от 07.04.2011 N 01-27/17744, инспекцией по платежным поручениям от 27.04.2011 N 120, от 27.04.2011 N 361 и от 27.04.2011 N 375 произведен возврат излишне уплаченного налога в сумме 4 288 048,61 руб. без начисления процентов, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для возврата излишне уплаченного налога послужило обжалование заявителем решения инспекции от 20.04.2010 N 15-35/2/29 по выездной налоговой проверке, которое признано судом недействительным (дело N А55-13216/2010). По указанному решению налогового органа обществу был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 3 701 823 руб. и пени в размере 635 453 руб. Указанные суммы были взысканы с общества в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога (пеней) подлежит возврату с начисленными на нее процентами.
Поскольку инспекцией проценты не начислялись и не были возвращены.
Обществом произведен расчет процентов, размер которых составлял 384 778,93 руб. за период с 29.06.2010 по 31.07.2011 за 397 дней.
Инспекцией в суд первой инстанции представлен новый расчет, с которым заявитель согласился, и заявил ходатайство об изменении размера заявленных требований согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 337 237,86 руб. которое удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, обществом подано заявление 07.04.2011, решение о возврате суммы налога на добавленную стоимость и пеней с учетом зачета принято инспекцией 26.04.2011, то есть в установленный месячный срок.
Инспекцией представлен контррасчет начисленных процентов, размер которых составил 337 237 руб. 86 коп. за 303 дня, с которым общество согласилось.
Расчет процентов проверен судебными инстанциями и признан обоснованным, с правильным применением ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.
Возражений по размеру процентов налоговыми органами не заявлено.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судом, в силу статей 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
В силу изложенного в пользу общества с инспекции подлежат взысканию проценты в размере 337 237,86 руб. за счет федерального бюджета соответственно.
Таким образом, поскольку судами не учтено, налоги, пени и штрафы, взысканные с общества были перечислены в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства и, следовательно, подлежат взысканию из соответствующего бюджета, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Викинги", ИНН 6321051752 проценты в размере 337 237,86 руб. за счет средств федерального бюджета. Оставить в остальной части решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А55-15744/2011 изменить.
Абзац второй резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А55-15744/2011 в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области процентов изложить в следующей редакции: "Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Торговая компания "Викинги", ИНН 6321051752 проценты в размере 337 237,86 руб. за счет средств федерального бюджета".
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А55-15744/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.
...
Согласно части 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2012 г. N Ф06-3243/12 по делу N А55-15744/2011