г. Казань |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А55-13371/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Шишкина Ю.П., председатель правления, протокол правления от 26.09.2011, Косинцева В.А., доверенность от 21.11.2011,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаражного кооператива N 84 "УТЕС", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-13371/2011
по заявлению гаражного кооператива N 84 "УТЕС", г. Тольятти, к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
по результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности в гаражном кооперативе N 84 "Утес" (далее - гаражный кооператив, кооператив) инспектором отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский Евсеевым А.Г. в адрес кооператива вынесено предписание от 05.05.2011 N 459/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с данным предписанием, кооператив обратился в арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с заявлением, в котором просит признать предписание незаконным и отменить.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области (далее -административный орган).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 по делу N А55-13371/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба кооператива - без удовлетворения.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его заявления. Считает, что суды не дали оценки допущенным органам пожарного надзора нарушениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в части отсутствия предусмотренных законом оснований для проведения плановой проверки, отсутствия распоряжения или приказа руководителя органа пожарного надзора о проведении плановой проверки, проведения проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок. Органом пожарного надзора при вынесении предписания применены требования к пожарной безопасности, установленные СНиП 21-02-99 и СНиП 21-01-97, вступившие в силу после приемки сооружений гаражного кооператива в эксплуатацию, при этом требования действовавших на момент приемки ВСН 01-89 при строительстве сооружений были соблюдены, что подтверждается имеющимся в деле актом приемки их в эксплуатацию органами пожарного надзора. Признав применение данных нормативных правил органом пожранного надзора правомерным, суды тем самым придали им обратную силу.
В судебном заседании представители кооператива поддержали кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, заявив, что исполнение предписания органа пожарного надзора требует перестройки сооружения гаражного комплекса. Административный орган, извещенный о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 121-123 АПК РФ, в судебное заседание представителя не направил.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителей кооператива, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Оспоренным предписанием должностного лица органа пожарного надзора гаражному кооперативу предложено в срок до 01.05.2013 устранить выявленные по результатам проверки нарушение правил пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности 01-03, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", ГОСТ Р 12.2.143-2009, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
В основании заявления о признании недействительным данного предписания кооператив указал на то, что исполнение его требований повлечет реконструкцию сооружения, уже принятого в эксплуатацию, приведенные органом пожарного надзора нормы и правила не действовали на момент приемки сооружения в эксплуатацию и не могут быть распространены на объект защиты в силу статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, пришли к выводу о нарушении кооперативом в процессе эксплуатации сооружения автостоянки требований пожарной безопасности, указанных в оспоренном предписании, что было установлено должностным лицом органа пожарного надзора при визуальном осмотре в ходе проверки, по результатам которой был составлен акт.
Между тем суды не приняли во внимание следующие нормы материального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
При этом требования пожарной безопасности подразделяются на специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование требований пожарной безопасности, как части обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), техническими регламентами, устанавливающими минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе и пожарную безопасность продукции (статьи 7 Закона). Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ст. 5.1 Закона).
Общие требования к пожарной безопасности зданий и сооружений установлены в статье 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Специальные требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям, а также к иной продукции, как к объектам защиты, установлены Законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон о техническом регулировании, Закон о пожарной безопасности и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Таким образом, нормативными правовыми актами, регулирующими требования пожарной безопасности, являются нормативные правовые акты (в том числе ведомственные), принятые в соответствии с Законом о техническом регулировании, Законом о пожарной безопасности и Законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Ранее действовавшие, до вступления в силу Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", нормативные акты в сфере пожарной безопасности, устанавливающие соответствующие требования к объектам защиты, действуют до дня вступления в силу технических регламентов и подлежат обязательному исполнению только в части, не противоречащей требованиям Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункта 1 статьи 151 Закона).
Данное положение распространяется на нормативные акты и документы технического регулирования, положенные органом пожарного надзора в основание выданного кооперативу предписания. Соответственно, суды первой и апелляционной инстанции должны были проверить соответствие положенных органом пожарного надзора в основание выданного предписания требований Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", ГОСТ Р 12.2.143-2009, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" требованиям Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также указанных в нем в качестве правовой основы технического регулирования требований пожарной безопасности Закона о техническом регулировании, Закона о пожарной безопасности.
Суды такой оценки не провели.
Между тем, как уже указано выше, в соответствии со статьей 5.1 Закона о техническом регулировании особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Согласно статье 6 Закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного закона, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с данным перечнем, в частности, СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", нарушения которого были положены органом пожарного надзора в основание оспоренного кооперативом предписания, подлежит обязательному применению только в части разделов 4 (пункт 4.2), 5 (пункты 5.2, 5.7, 5.10, 5.11, 5.23 - 5.30, 5.48), 6 (пункты 6.10-6.13), СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" - в части разделов 2, 7 - 9, 10 (пункты 10.4-10.10, 10.12-10.20), 12 (пункты 12.1-12.20, 12.24-12.27), 13 (пункты 13.2-13.10, 13.12-13.19), 14.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о законности вынесенного органом пожарного надзора предписания сделан без учета данных норм материального права. Вместе с тем, если соответствующие требования к пожарной безопасности автостоянки установлены действующими нормативными актами, регулирующими технические регламенты пожарной безопасности, неправильная правовая квалификация органом пожарного надзора нарушений таких требований не является основанием для признания предписания незаконным. Но при этом, как правомерно указывает кооператив, необходимо учитывать положения части 4 статьи 4 Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Следовательно, если объект защиты введен в эксплуатацию до вступления в силу действующих технических регламентов пожарной безопасности, орган пожарного надзора вправе вынести предписание о приведении его в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, доказав, что дальнейшая эксплуатация объекта защиты приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Данное обстоятельство, в частности, с учетом части 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", может быть доказано представлением органом пожарного надзора расчета пожарного риска. Таких доказательств в деле не имеется.
При этом, и при доказанности превышения пожарного риска допустимых значений, установленных законом, предписание о приведении объекта в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности должно быть ясным, определенным и исполнимым. В предписании должны быть указаны конкретные мероприятия, которые должны быть проведены собственником сооружения для приведения объекта защиты в соответствии с требованиями пожарной безопасности, и эти мероприятия не должны ущемлять права собственника здания, связанные с владением зданием, в частности, путем возложения на него неоправданных расходов, связанных с проведением реконструкции здания в целом или в части.
Неправильное применение судами норм материального права, в силу статьи 288 АПК РФ, является основанием для отмены обжалованных судебных актов. Поскольку суды не дали оценки доводам заявителя, а также не проверили соответствие указанных в предписании требований органа пожарного надзора вышеуказанным нормам права, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы кооператива об имевших место со стороны органа пожарного надзора нарушениях Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части отсутствия предусмотренных законом оснований для проведения плановой проверки, отсутствия распоряжения или приказа руководителя органа пожарного надзора о проведении плановой проверки, проведения проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок, судебная коллегия не принимает. В соответствии с частью 5 статьи 27 указанного Закона до 01.08.2011 его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части соблюдения требований пожарной безопасности, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не подлежали применению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А55-13371/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с данным перечнем, в частности, СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", нарушения которого были положены органом пожарного надзора в основание оспоренного кооперативом предписания, подлежит обязательному применению только в части разделов 4 (пункт 4.2), 5 (пункты 5.2, 5.7, 5.10, 5.11, 5.23 - 5.30, 5.48), 6 (пункты 6.10-6.13), СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" - в части разделов 2, 7 - 9, 10 (пункты 10.4-10.10, 10.12-10.20), 12 (пункты 12.1-12.20, 12.24-12.27), 13 (пункты 13.2-13.10, 13.12-13.19), 14.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о законности вынесенного органом пожарного надзора предписания сделан без учета данных норм материального права. Вместе с тем, если соответствующие требования к пожарной безопасности автостоянки установлены действующими нормативными актами, регулирующими технические регламенты пожарной безопасности, неправильная правовая квалификация органом пожарного надзора нарушений таких требований не является основанием для признания предписания незаконным. Но при этом, как правомерно указывает кооператив, необходимо учитывать положения части 4 статьи 4 Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Следовательно, если объект защиты введен в эксплуатацию до вступления в силу действующих технических регламентов пожарной безопасности, орган пожарного надзора вправе вынести предписание о приведении его в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, доказав, что дальнейшая эксплуатация объекта защиты приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Данное обстоятельство, в частности, с учетом части 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", может быть доказано представлением органом пожарного надзора расчета пожарного риска. Таких доказательств в деле не имеется.
...
Доводы кооператива об имевших место со стороны органа пожарного надзора нарушениях Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части отсутствия предусмотренных законом оснований для проведения плановой проверки, отсутствия распоряжения или приказа руководителя органа пожарного надзора о проведении плановой проверки, проведения проверки, не включенной в ежегодный план проведения проверок, судебная коллегия не принимает. В соответствии с частью 5 статьи 27 указанного Закона до 01.08.2011 его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части соблюдения требований пожарной безопасности, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не подлежали применению."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2012 г. N Ф06-2865/12 по делу N А55-13371/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13371/11
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2865/12
24.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14388/11
11.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13371/11