г. Казань |
|
18 мая 2012 г. |
Дело N А65-27294/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16 "Ладушки" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.12.2011 (судья Насыров А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-27294/2011
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16 "Ладушки" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск, к отделу надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Зеленодольск, об обжаловании постановления о назначении административного наказания от 31.10.2011 N 0326-2011-0763, с участием заинтересованного лица: Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан от 31.10.2011 N 0326-2011-0763 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 16 "Ладушки" (далее - образовательное учреждение, учреждение) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Учреждение в порядке, установленном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления органа пожарного надзора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.12.2011 по делу N А65-27294/2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба образовательного учреждения - без удовлетворения.
В кассационной жалобе детский сад просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что суды не применили подлежащие применению при рассмотрении дела часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", учитывая, что здание, занимаемое детским садом, построено до введения в действие данного закона; орган пожарного надзора не доказал угрозы возникновения пожара при эксплуатации здания в существующем виде, суд не установил возможность исполнения учреждением существующих требований пожарной безопасности, учитывая отсутствие у учреждения целевого финансирования данных мероприятий.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления об отмене постановления органа пожарного надзора, пришли к выводу о доказанности события и наличия состава совершенного учреждением административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ.
Между тем, как следует из имеющихся в деле доказательств, основанием для привлечения учреждения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, явились протоколы об административном правонарушении от 28.10.2011, составленные на основании акта проверки от 24.10.2011.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали оценки соблюдению органом пожарного надзора установленного законом порядка проведения проверок юридических лиц и порядка привлечения их к ответственности за административные правонарушения.
Целью внеплановой выездной проверки образовательного учреждения, в соответствии с распоряжением начальника отдела надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан от 12.10.2011, является проверка выполнения образовательным учреждением предписания органа пожарного надзора от 07.02.2011. По результатам проверки, согласно акта от 24.10.2011, протоколов об административном правонарушении от 28.10.2011, установлены нарушения в виде неисполнения ранее выданных предписаний органа государственного пожарного надзора.
Неисполнение предписания органа пожарного надзора является специальным административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ. Следовательно, возбужденное по данному основанию дело об административном правонарушении, согласно статье 23.1 КоАП РФ, подлежало рассмотрению мировым судьей, а не должностным лицом органа пожарного надзора. Рассмотрев дело об административном правонарушении, выразившемся в неисполнении предписания органа пожарного надзора, ответчик вышел за пределы предоставленных ему КоАП РФ полномочий.
При этом и внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты, находящимся во владении образовательного учреждения, в отличие от проверки исполнения ранее выданного предписания, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", могла быть проведена только по согласованию, либо с незамедлительным извещением органа прокуратуры. Доказательств согласования проверки с органами прокуратуры в деле не имеется. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры влечет недействительность результатов проверки, использование доказательств, полученных в результате такой проверки, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается.
Следовательно, полученные в результате проведенной органом пожарного надзора с нарушением требований статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" доказательства нарушения учреждением требований пожарной безопасности не могут быть использованы для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 20.4 КоАП РФ. Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях о неисполнении законных предписаний органа пожарного надзора данные органы не наделены.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принятие административным органом решения о привлечении лица к административной ответственности с нарушением порядка принятия такого решения либо с превышением полномочий является основанием о признании незаконным такого решения и его отмены.
При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 АПК РФ, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, а заявление образовательного учреждения - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 по делу N А65-27294/2011 отменить.
Заявление муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 16 "Ладушки" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить. Постановление отдела надзорной деятельности Зеленодольского муниципального района Управления надзорной деятельности Главного Управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по Республике Татарстан от 31.10.2011 N 0326-2011-0763 об административном правонарушении признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнение предписания органа пожарного надзора является специальным административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ. Следовательно, возбужденное по данному основанию дело об административном правонарушении, согласно статье 23.1 КоАП РФ, подлежало рассмотрению мировым судьей, а не должностным лицом органа пожарного надзора. Рассмотрев дело об административном правонарушении, выразившемся в неисполнении предписания органа пожарного надзора, ответчик вышел за пределы предоставленных ему КоАП РФ полномочий.
При этом и внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты, находящимся во владении образовательного учреждения, в отличие от проверки исполнения ранее выданного предписания, в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", могла быть проведена только по согласованию, либо с незамедлительным извещением органа прокуратуры. Доказательств согласования проверки с органами прокуратуры в деле не имеется. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проведение внеплановой проверки без согласования с органами прокуратуры влечет недействительность результатов проверки, использование доказательств, полученных в результате такой проверки, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается.
Следовательно, полученные в результате проведенной органом пожарного надзора с нарушением требований статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" доказательства нарушения учреждением требований пожарной безопасности не могут быть использованы для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 20.4 КоАП РФ. Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях о неисполнении законных предписаний органа пожарного надзора данные органы не наделены."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2012 г. N Ф06-2041/12 по делу N А65-27294/2011