г. Казань |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А12-17207/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителя:
ответчика - Бондаренко В.А. по доверенности от 30.12.2011 N 21,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Антонова О.И., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-17207/2011
по исковому заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096), третьи лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - истец, ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (далее - ответчик) об истребовании имущества - защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер 166, общей площадью 184,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15, из чужого незаконного владения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.12.2011 в иске отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 данное решение суда отменено. Принят новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апелляционный суд обязал ОАО "МРСК Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" передать ТУ Росимущества в Волгоградской области защитное сооружение гражданской обороны, инвентарный номер 166, общая площадь 184,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15.
Апелляционный суд пришел к выводу, что ответчиком не заявлялось о пропуске срока исковой давности, что спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавался и, следовательно, из федеральной собственности не выбывал и находится в незаконном владении ответчика.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Юга" просит постановление апелляционной инстанции от 02.03.2012 отменить, в связи с нарушением апелляционным судом норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основанием возникновения права собственности ответчика на спорный объект является план приватизации, что в соответствии с договором, заключенным между ОАО "МРСК Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" и ТУ Росимущества в Волгоградской области от 08.08.2005 N 6, спорный объект не включен в перечень имущества, относящегося к объектам гражданской обороны и он не значится в перечне федерального имущества.
Кроме того, имеется довод о переоборудовании подвального помещения и присвоения ему статуса "убежище" только в 2006 году.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области было принято решение от 23.06.1993 N 382 о преобразовании производственного объединения энергетики и электрификации "Волгоградэнерго".
Данным решением утвержден план приватизации, акт оценки стоимости имущества производственного объединения "Волгоградэнерго" по состоянию на 01.07.1992 и установлено, что в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества открытого типа "Волгоградэнерго" внесено имущество производственного объединения "Волгоградэнерго" по состоянию на 01.07.1992 на сумму 1 179 503 000 руб.
Планом приватизации, предусмотрено, что в число имущества, не подлежащего приватизации, включена часть административного здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15, балансовой стоимостью 500 000 руб.
Согласно сведениям Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области в административном здании, расположенном по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15, расположено введенное в эксплуатацию в 1958 году защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер 166 общей площадью 184,1 кв. м.
Право собственности ОАО "Волгоградэнерго" на 60942/102657 долей административного здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15 зарегистрировано в 2003 году (свидетельство о государственной регистрации от 01.12.2003 серия 34 АБ N 058077) и право собственности ОАО "МРСК Юга" - в 2009 году (свидетельство о государственной регистрации от 11.11.2009 серия 34 АА N 822381).
Истец, указывая на то, что спорное помещение не выбывало из государственной собственности, в рамках дела N А12-11119/2010 просил признать право государственной собственности на спорный объект.
Из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.05.2011 по указанному делу следует, что право федеральной собственности на объект гражданской обороны возникло в силу закона до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и на основании пункта 1 статьи 6 этого закона право на указанное недвижимое имущество признается действительным при отсутствии государственной регистрации.
Поскольку истец в настоящее время не владеет спорным помещением, он обратился с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Отказывая в иске, суд первой инстанции указал, что спорное помещение никогда не числилось и не использовалось как защитное сооружение гражданской обороны, а приобрело статус "убежище" только в 2006 году после произведенного ремонта за счет сил и средств ОАО "Волгоградэнерго", а также что ответчик является собственником спорного имущества, добросовестно несет бремя его содержания.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования апелляционный суд указал следующее.
Согласно пункту 2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.
Исходя из пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1 - 3 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ранее действовал порядок, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп). Положения Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09.
Апелляционный суд указал, что из паспорта убежища N 166, выданного открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" следует, что спорное помещение было построено как убежище по проекту, утвержденному Сталинградпроект, и принято в эксплуатацию в 1958 году.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что спорному помещению был присвоен статус "убежище" в 2006 году после произведенного ремонта, является ошибочным.
Апелляционный суд пришел к выводу, что из представленных документов следует, что спорное помещение изначально создавалось в виде убежища и находилось в государственной собственности и проведение ремонтных работ не влияет на правовой статус помещения.
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Апелляционный суд установил, что из представленного в материалы дела плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Волгоградэнерго" не следует, что спорное помещение вошло в состав приватизируемого имущества.
Спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность ответчика не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал.
Коллегия выводы апелляционного суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и соответствующими правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09.
Довод кассационной жалобы о возникновении объекта со статусом "убежище" только в 2006 году противоречит материалам дела и установленным по делу N А12-11119/2010 обстоятельствам.
Кроме того, апелляционный суд установил, что спорное помещение имеет паспорт убежища N 166 и оно введено в эксплуатацию в 1958 году.
Остальные доводы кассационной жалобы были оценены апелляционным судом и переоценке, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной инстанции не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что основания для отмены обжалованного судебного акта не имеются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу N А12-17207/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению N 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 - 3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ранее действовал порядок, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп). Положения Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09.
...
Коллегия выводы апелляционного суда находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и соответствующими правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2012 г. N Ф06-3061/12 по делу N А12-17207/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12548/12
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12548/12
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3061/12
02.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-784/12
02.12.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-17207/11