г. Казань |
|
22 мая 2012 г. |
Дело N А55-5677/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Королевой Н.Н., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи: Липкинд Е.Я., Садило Г.М.)
по делу N А55-5677/2011
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара (ИНН 6315800001, ОГРН 1026300959871) к муниципальному предприятию городского округа Самара "Ремжилуниверсал", г. Самара (ИНН 6316045489, ОГРН 1026301170081), закрытому акционерному обществу "МОНОЛИТ", г. Самара (ИНН 6311120397, ОГРН 1106311001642) при участии третьих лиц: главы городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерства культуры Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки" (ОГРН 1086316001639), федеральное государственной унитарное предприятие "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (ОГРН 1027739346502), о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании недействительным договора купли-продажи от 20.04.2010 N 152 нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Куйбышева, д. 68-70, 1 этаж, комнаты N 2-4, 2 этаж, комнаты N 1-9, 13, общей площадью 152,7 кв. м., являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, заключенного между муниципальным предприятием городского округа Самара "Ремжилуниверсал" (далее - Предприятие) и закрытым акционерным обществом "МОНОЛИТ" (далее - Общество); применении последствий недействительности сделки в виде возврата Предприятию нежилого здания, а Обществу - денежных средств, полученных от продажи вышеуказанного имущества в размере 1 777 517 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что договор купли-продажи является ничтожной сделкой, так как заключен в нарушение требований действующего законодательства: статей 15, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; статьи 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности); Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); статьи 10 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.11.2011 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 решение суда первой инстанции от 07.11.2011 изменено. Из мотивировочной части решения исключен вывод о незаключенности договора купли-продажи от 20.04.2010 N 152. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит принятые по делу судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя нарушением судом норм материального права. Заявитель жалобы указывает следующее: договор купли-продажи нежилого здания, являющегося муниципальной собственностью, в нарушение требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции был заключен без проведения торгов; действия по закреплению на праве хозяйственной ведения за Предприятием нежилого здания характеризуются как притворная сделка, целью которой выступала последующая передача имущества, находящегося в собственности муниципального образования минуя процедуру, предусмотренную Законом о приватизации; при оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не использовались затратный и доходный подходы оценки, в связи с чем установленная отчетом об оценке рыночная стоимость объекта не может быть признан допустимой для заключения договора купли-продажи; спорный договор по отчуждению объекта муниципальной собственности, являющего объектом культурного наследия регионального значения, не соответствует требованиям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), поскольку условия охранного обязательства подлежат включению в договоры, предусматривающие переход права собственности на указанные объекты в качестве существенных условий.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа Департамента от 04.02.2009 N 237 в хозяйственное ведение Предприятия было передано муниципальное имущество - нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Куйбышева, д. 68-70, 1 этаж, комнаты N 2-4, 2 этаж, комнаты N 1-9, 13, общей площадью 152,7 кв. м.
Право хозяйственного ведения Предприятия зарегистрировано 13.04.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 63-АГ N 093192.
В ответ на обращение Предприятия от 19.04.2010 Департамент письмом от 19.04.2010 N 15-07-04/21132 дал согласие на реализацию нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Куйбышева, д. 68-70, 1 этаж, комнаты N 2-4, 2 этаж, комнаты N 1-9, 13, общей площадью 152,7 кв. м.
Между Предприятием (продавец) и Обществом (покупатель) был заключен договор от 20.04.2010 N 152 купли-продажи спорного нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора купли-продажи цена объекта определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости имущества от 11.04.2010 N 25-ФИ-10, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Центр независимой оценки" и составила 1 777 517 руб.
Согласно акту приема-передачи объекта нежилого фонда от 20.04.2010 продавец исполнил обязанность по передаче объекта в собственность покупателя, а покупатель - оплатил его стоимость продавцу.
Выводы судов об отсутствии оснований для признания спорного договора купли-продажи недействительной сделкой суд кассационной инстанции находит правомерными, соответствующими нормам права и представленным доказательствам.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Департамент доказательства несоответствия заключенного ответчиками вышеуказанного договора купли-продажи требованиям закона или иных правовых актов не представил.
Довод Департамента о том, что заключенный ответчиками договор купли-продажи не соответствует требованиям статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, так как заключен без проведения конкурса или аукциона на право его заключения, является необоснованным.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 3 статьи 17.1 указанного Закона установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
Таким образом, данная правовая норма не распространяет свое действие на заключение договоров купли-продажи в отношении муниципального имущества, принадлежащим муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, при которых происходит переход права собственности.
Также суд кассационной инстанции находит несостоятельным довод Департамента о том, что действия по закреплению на праве хозяйственной ведения за Предприятием нежилого здания характеризуются как притворная сделка, целью которой выступала последующая передача имущества, находящегося в собственности муниципального образования минуя процедуру, предусмотренную Законом о приватизации.
Пункт 2 статьи 170 ГК РФ содержит понятие притворной сделки, под которой признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку.
Исходя из указанной законодательной нормы, при оценке двух сделок: о закреплении спорного имущества Департаментом за Предприятием на праве хозяйственного ведения и о продаже Предприятием с согласия Департамента этого имущества в собственность другого лица следует, что указанные сделки, совершенные разными сторонами, не являются притворными, поскольку совершались по основаниям, предусмотренным законодательством.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пункт 2 статьи 295 ГК РФ и пункты 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не исключают права предприятия продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество с согласия собственника, если это не лишает возможности предприятия осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия.
Доказательств того, что отчуждение Предприятием спорного имущества с согласия правомочного органа собственника лишило Предприятия возможности осуществлять предусмотренные уставом виды деятельности, суду не представлено.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного муниципального имущества" действие этого Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2010 по делу N А55-18733/2010, в котором участвовали те же лица, было установлено, что договор купли-продажи от 20.04.2010 N 152, заключенный между Предприятием и Обществом, соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе и нормам, которые указанные Департаментом при обращении в суд с настоящим иском.
В силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт соответствия заключенного договора императивным требованиям закона, на которые ссылается Департамент, по данному спору преюдициально установлен и не подлежал повторной оценке.
Довод кассационной жалобы о несоответствии договора купли-продажи от 20.04.2010 N 152 требованиям Закона об оценочной деятельности, так как при определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком не были применены три метода оценки: доходный, сравнительный и затратный, подлежит отклонению.
В силу статьи 14 Закона об оценочной деятельности оценщик имеет право применять самостоятельно методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. В рамках применения каждого из подходов оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки.
В отчете об оценке от 11.04.2010 N 25-ФИ-10 оценщиком указано на использование сравнительного подхода при определении рыночной стоимости объектов оценки и был обоснован отказ в использования доходного и затратного подходов.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Департамент доказательства недостоверности отчета об оценке рыночной стоимости имущества не представил.
Ссылка Департамента в кассационной жалобе на то, что спорный объект является недействительным, поскольку в нем не содержатся условия охранного обязательства, суд кассационной инстанции находит несостоятельной.
Решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 06.05.1987 N 165 нежилое здание, расположенное по адресу: г. Куйбышев (ныне г. Самара), ул. Куйбышева, д. 68-70 принят на государственную охрану как памятник местного значения в качестве памятника архитектуры.
В силу пункта 3 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия.
На основании части 4 статьи 50 Закона об объектах культурного наследия при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7.1 договора купли-продажи от 20.04.2010 N 152 предусмотрено, что Общество несет бремя содержания объекта культурного наследия, в том числе оформляет охранное обязательство в органах исполнительной власти Самарской области по государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между Обществом и Министерством культуры Самарской области 06.07.2010 было заключено охранное обязательство N 171-10/1540 в отношении объекта культурного наследия - нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Куйбышева, д. 68-70.
Суд апелляционной инстанции правомерно исключил из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод со ссылкой на пункт 17 Положения о подготовке и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.12.2002 N 894 о том, что договор купли-продажи является незаключенным, поскольку Общество приобрело спорный объект не в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, основанного на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А55-5677/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. В рамках применения каждого из подходов оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки.
...
В силу пункта 3 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия.
На основании части 4 статьи 50 Закона об объектах культурного наследия при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.
...
Суд апелляционной инстанции правомерно исключил из мотивировочной части решения суда первой инстанции вывод со ссылкой на пункт 17 Положения о подготовке и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16.12.2002 N 894 о том, что договор купли-продажи является незаключенным, поскольку Общество приобрело спорный объект не в порядке приватизации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2012 г. N Ф06-3240/12 по делу N А55-5677/2011