г. Казань |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А12-23408/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Владимирова К.Г. (доверенность от 08.06.2011 N 25),
ответчика - Дрожжина А.В. (доверенность от 17.01.2012 N 13),
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда", администрации Волгограда, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.11.2011 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Веряскина С.Г.)
по делу N А12-23408/2010
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" (ИНН 34430495554, ОГРН 1023402976630) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) о признании незаконными действий, с участием заинтересованных лиц: администрации Волгограда (г. Волгоград), Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Волгограда (ИНН 3445050435, ОГРН 1023403855100), Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда" (далее - МУП "Автокоммунтранс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора) в выдаче заявителю лицензии для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности, а так же просило обязать Управление Росприроднадзора выдать указанную лицензию.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011, требования МУП "Автокоммунтранс" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2011 решение Арбитражного суда Волгоградской области и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Волгоградской области, при повторном рассмотрении заявления МУП "Автокоммунтранс", решением от 07.11.2011 отказал в удовлетворении требований заявителя.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МУП "Автокоммунтранс", администрация Волгограда и Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Волгограда обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которой просит данные судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзывов на кассационные жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, МУП "Автокоммунтранс" 09.11.2010 обратилось в Управление Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
Управление Росприроднадзора письмом от 01.12.2010 N 3680 отказало МУП "Автокоммунтранс" в выдаче лицензии.
Отказ в выдаче лицензии общество оспорило в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом к ненормативным правовым актам - относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действующего до 03.11.2011, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ) (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 128-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии - юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии; копии учредительных документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 128-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является:
- наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.
Пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов предусмотрено, что для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Закона N 128-ФЗ;
б) перечень отходов I-IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);
в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;
г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I-IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии по отходам и видам деятельности послужило отсутствие доказательств оформления спорного земельного участка в качестве объекта размещения отходов, размещение свалки на территории населенного пункта, несоответствие свалки экологическим требованиям.
Суд кассационной инстанции соглашается выводом судов обеих инстанций об обоснованности отказа в выдаче лицензии, поскольку материалами дела подтверждены основания послужившие для отказа.
Так, как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 14.09.2010 N 9425 спорный земельный участок из земель населенных пунктов предоставлен заявителю для размещения санкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Вступившим в законную силу решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 13.12.2010 по делу N 2-3571/2010 установлено, что Тракторозаводская свалка твердых бытовых отходов не внесена в обязательный государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии пунктами 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Так же, дав оценку заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Нижнее-Волжского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2010 N 510, суды обеих инстанций сделали правильный вывод в части признания несоответствия свалки экологическим требованиям.
Доводы заявителей жалоб были предметом исследования судебных инстанций и получили правовую оценку в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Переоценка выводов судов о фактических обстоятельствах не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 по делу N А12-23408/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 128-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии - юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии; копии учредительных документов; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
...
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 128-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является:
...
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.
...
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Закона N 128-ФЗ;
...
В соответствии пунктами 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов и размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2012 г. N Ф06-3040/12 по делу N А12-23408/2010
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
28.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
21.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3040/12
10.02.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9887/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15566/11
07.11.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-23408/10
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6191/11