г. Казань |
|
24 мая 2012 г. |
Дело N А65-18761/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сафина Т.Ф. (протокол от 29.04.2009 N 18), Мамлиной Р.А. (доверенность от 17.05.2012 N 529), Ибрагимова Р.М. (доверенность от 15.05.2011 N 125),
ответчика - Стрюковой Т.А. (доверенность от 11.01.2012 N 09-01/82),
заинтересованного лица - Стрюковой Т.А. (доверенность от 12.10.2011 N 32-53/8588),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2011 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Филлипова Е.Г.)
по делу N А65-18761/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Городская клиническая больница N 12" (ИНН 1657011160, ОГРН 1021603880539), г. Казань, к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица: Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным действия, выраженного в не включении открытого акционерного общества "Городская клиническая больница N 12" в разделы 2 и 3 программы "Модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Городская клиническая больница N 12" (далее - ОАО "Городская клиническая больница N 12", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконным действия Министерства здравоохранения Республики Татарстан (далее - Министерство, ответчик), выраженное в не включении ОАО "Городская клиническая больница N 12" в разделы 2 и 3 программы "Модернизации здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" (далее - Программа).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает, что согласно пункту 3 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2010 N 960-р разработка региональной Программы возложена на Министерство. Таким образом, именно Министерство уполномочено определять участников реализации Программы, учитывать интересы всех категорий населения Республики Татарстан, на которых направлена Программа и, следовательно, действия ответчика, выраженные в не включении общества в разделы Программы, нарушают права и законные интересы застрахованных граждан.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса российской федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2011 N 179 "Об утверждении программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, утверждена Программа.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения в Республике Татарстан.
Программа в соответствии с поставленными в ней задачами предусматривает три раздела основных мероприятий, направленных на улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Республики Татарстан: 1) укрепление материально-технической базы медицинских учреждений; 2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение; 3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе, предоставляемой врачами-специалистами.
Каждый раздел Программы предусматривает выделение денежных средств медицинским организациям Республики Татарстан на 2011-2012 годы с учетом количества прикрепленных (обслуживаемых) к ним граждан.
Как следует из материалов дела, общество является медицинской организацией, имеет соответствующие лицензии, а также включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1176.
В соответствии с Уставом ОАО "Городская клиническая больница N 12" создано с целью удовлетворения потребности населения г. Казани и Республики Татарстан в доступной амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи в условиях обязательного, добровольного и медико-социального страхования, а также оказания платных медицинских услуг на коммерческой основе. Одним из основных видов деятельности общества является лечебно-профилактическая медицинская помощь населению в амбулаторно-поликлинических условиях, плановая, скорая и неотложная медицинская помощь в стационаре по Программе государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи.
В целях организации оказания на территории г. Казани скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, руководителем Исполнительного комитета муниципального образования города Казани вынесено постановление от 06.02.2006 N 151 "О передаче функций муниципальных учреждений здравоохранения г. Казани по выполнению государственных заданий по оказанию дополнительной медицинской помощи иным учреждениям здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь". В число иных учреждений здравоохранения, приравненных к бюджетным, в качестве учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь жителям Авиастроительного района г. Казани, включено ОАО "Городская клиническая больница N 12".
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.05.2006 N 850 оказание круглосуточной скорой медицинской помощи на территории Авиастроительного района г. Казани решено организовать в городской клинической больнице N 12, а сама городская клиническая больница N 12 с 1 января 2006 года включена в государственное задание по территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан. Ознакомившись с Программой, ОАО "Городская клиническая больница N 12" письмом от 27.05.2011 обратилось в Министерство, в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, в Управление здравоохранения муниципального образования города Казани с просьбой о включении общества в Программу.
Фондом обязательного медицинского страхования Республики Татарстан письмом от 27.06.2011 сообщено обществу, что данный вопрос находится не в их компетенции, разработка региональной программы модернизации здравоохранения Республики Татарстан, распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2010 N 960-р, возложена на Министерство.
От Министерства в адрес общества в установленный законодательством месячный срок и позднее этого срока ответа на просьбу ОАО "Городская клиническая больница N 12" не поступило.
По мнению ответчика и Кабинета Министров Республики Татарстан, общество не включено в Программу, поскольку является открытым акционерным обществом, что противоречит пункту 13 Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (далее - Правила финансового обеспечения), предусматривающим возможность перечисления средств на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи лишь на счета автономных, бюджетных или казенных медицинских учреждений.
Не согласившись с указанным действием Министерства, ОАО "Городская клиническая больница N 12" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из их правомерности и доказанности. При этом суды руководствовались положениями пункта 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статей 9, 15, 50 Закона N 326-ФЗ.
В обоснование своего вывода суд указал, что Закон N 326-ФЗ предусматривает обязательное финансирование региональных программ модернизации здравоохранения в целях внедрения информационных программ модернизации и внедрения стандартов медицинской помощи независимо от организационно-правовых форм медицинских организаций, участвующих в реализации программ модернизации; пункт 13 Правил финансового обеспечения не содержит запрета перечисления денежных средств на указанные цели в зависимости от организационно-правовой формы медицинских организаций; Министерство является основным разработчиком Программы и в соответствии с пунктом 13 указанной Программы государственным заказчиком-координатором Программы.
В результате анализа материалов дела, характера заявленных требований судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, считает их соответствующим представленным в дело доказательствам, установленным обстоятельствам, основанным на правильном применении норм права.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Порядок и необходимость разработки и утверждения Программы предусмотрена положениями статьи 50 Закона N 326-ФЗ.
Из содержания пункта 3 указанной нормы права следует, что финансовое обеспечение региональных программ в целях внедрения современных информационных систем в здравоохранении и внедрении стандартов медицинской помощи не ограничено организационно-правовой формой медицинских организаций.
При таких условиях судебная коллегия соглашается с выводом суда, что действия Министерства, выраженные в не включении общества в разделы 2 и 3 Программы, противоречат Закону N 326-ФЗ и нарушают его права и законные интересы.
Иное применение законов и нормативных актов Российской Федерации ведет к ущемлению права граждан, предусмотренного статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан, на медико-социальную помощь в выполняющем функции муниципального учреждения здравоохранения на территории Авиастроительного района г. Казани частном медицинском учреждении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 по делу N А65-18761/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Порядок и необходимость разработки и утверждения Программы предусмотрена положениями статьи 50 Закона N 326-ФЗ.
Из содержания пункта 3 указанной нормы права следует, что финансовое обеспечение региональных программ в целях внедрения современных информационных систем в здравоохранении и внедрении стандартов медицинской помощи не ограничено организационно-правовой формой медицинских организаций.
При таких условиях судебная коллегия соглашается с выводом суда, что действия Министерства, выраженные в не включении общества в разделы 2 и 3 Программы, противоречат Закону N 326-ФЗ и нарушают его права и законные интересы.
Иное применение законов и нормативных актов Российской Федерации ведет к ущемлению права граждан, предусмотренного статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране граждан, на медико-социальную помощь в выполняющем функции муниципального учреждения здравоохранения на территории Авиастроительного района г. Казани частном медицинском учреждении."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2012 г. N Ф06-2932/12 по делу N А65-18761/2011