г. Казань |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А57-11419/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Альмашевой Г.Д., Карповой В.А.,
в отсутствие извещенных сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2011 (судья Николаева Л.М.), дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 (судья Николаева Л.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-11419/2011
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "НАШ ДОМ", г. Саратов (ИНН 6454060442, ОГРН 1026403343416) о взыскании задолженности по арендной плате, с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области, истец) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "НАШ ДОМ" (далее - ООО "НАШ ДОМ", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 21.02.2006 N 76 за период с третьего квартала 2008 года по третий квартал 2009 года в размере 358 865,40 руб., пени в размере 357 860,58 руб.
Арбитражный суд саратовской области к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлек администрацию муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2011, с учетом дополнительного решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012, оставленных без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012, КУИ Саратовской области отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.02.2006 между КУИ Саратовской области (арендодатель) и ООО "НАШ ДОМ" (арендатор) на основании распоряжения КУИ Саратовской области от 29.12.2005 N Т-2233-р был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 76 (далее - договор от 21.02.2006 N 76), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 7 лет земельный участок площадью 2544 кв. м, кадастровый номер 64:48:000323:0029, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. им. Понамарева П.Т., для строительства девятиэтажного жилого дома в границах, указанных в кадастровом плане участка от 06.12.2005 N 48/05-10970, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью.
По акту приема-передачи от 21.02.2006 земельный участок передан ООО "НАШ ДОМ".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора от 21.02.2006 N 76 размер арендной платы за участок приведен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально, равными долями от указанной в приложении N 1 суммы не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября расчетного года путем перечисления на указанный в договоре счет.
Согласно пункту 5.2.3 договора от 21.02.2006 N 76 арендатор обязан уплачивать арендную плату в размере и на условиях, установленных договором.
КУИ Саратовской области, полагая, что сроки внесения платежей ответчиком неоднократно нарушались, арендная плата не вносилась, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходили из следующего.
С момента вступления в законную силу Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" органы местного самоуправления согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" входит в структуру органов местного самоуправления города и является исполнительно-распорядительным органом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649.
Пунктом 1 решения Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.
Таким образом, в силу закона состоялся переход прав и обязанностей от КУИ Саратовской области к администрации муниципального образования "Город Саратов".
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что после вступления в законную силу пункта 2 статьи 1 Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле", то есть с 19.10.2009, произошла смена распорядителя земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, пришли к выводу, что полномочия КУИ Саратовской области по распоряжению такими земельными участками прекращены в силу закона, что лишило его возможности представлять интересы государства в области земельных правоотношений по рассматриваемой категории земельных участков.
Указанные полномочия с 19.10.2009 переданы администрации муниципального образования "Город Саратов", в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что КУИ Саратовской области является ненадлежащим истцом по настоящему делу.
При этом судами правильно было отмечено, что фактически общество вступило в отношения по поводу получения земельного участка с государством в лице уполномоченного органа. В процессе реализации данных правоотношений на основании нормативного акта один уполномоченный орган был заменен другим. В результате произошла передача не гражданских прав на землю, а перераспределение представительских полномочий.
Довод кассационной жалобы о том, что КУИ Саратовской области является надлежащим истцом по взысканию платы за период, предшествующий вступлению в законную силу Закона Саратовской области от 07.10.2009 N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле", судебной коллегией отклоняется, так как обязанности арендатора по договору перешли вместе с полномочиями к администрации муниципального образования "Город Саратов" в полном объеме. На сегодняшний день именно она является органом, уполномоченным распоряжаться землей от имени государства и, соответственно, нести процессуальные права и обязанности, быть истцом либо ответчиком в суде по заключенным КУИ Саратовской области договорам аренды земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, Законом Саратовской области от 25.11.2009 "Об областном бюджете на 2010 год", Законом Саратовской области от 26.11.2010 N 201-ЗСО "Об областном бюджете на 2011 год" не предусмотрен код бюджетной классификации КУИ Саратовской области по статье "доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность, на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков".
Перечень главных администраторов доходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год утвержден в приложении N 2 к решению Саратовской городской Думы от 14.12.2009 N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов", на 2011 год - приложением N 2 к решению Саратовской городской Думы от 16.12.2010 N 58-706 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов".
Указанными нормативными актами полномочия главного администратора возложены на Комитет по земельным ресурсам муниципального образования "Город Саратов" и, следовательно, он осуществляет распоряжение доходами от арендной платы за земельные участки.
Согласно положению, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 "О Положении о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации, осуществляющим от ее имени решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
Таким образом, поскольку земельный участок принадлежит Российской Федерации, плату может требовать собственник в лице уполномоченного органа. При этом подтверждения полномочий органа местного самоуправления подписанием дополнительного соглашения к договору и его государственной регистрации не требуется. Период взыскания не имеет значения.
Аналогичная правовая позиция также изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
Довод кассационной жалобы о том, что КУИ Саратовской области как получатель в бюджет субъекта Российской Федерации 20% доходов от передачи в аренду рассматриваемой категории земель вправе требовать исполнения обязательства по договору от 21.02.2006 от 21.02.2006 N 76 в части 20% арендной платы в свою пользу от имени Саратовской области, судебной коллегией отклоняется.
В силу пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности производится на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Распределение доходов от поступивших арендных платежей между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации осуществляют территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Иной порядок зачисления доходов в бюджеты законом не предусмотрен и, следовательно, КУИ Саратовской области не вправе требовать 20% от задолженности общества по договору от 21.02.2006 N 76.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2011, дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2011, дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А57-11419/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положению, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-492 "О Положении о Комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации, осуществляющим от ее имени решение вопросов местного значения в сфере использования земельных ресурсов и градостроительной деятельности.
Таким образом, поскольку земельный участок принадлежит Российской Федерации, плату может требовать собственник в лице уполномоченного органа. При этом подтверждения полномочий органа местного самоуправления подписанием дополнительного соглашения к договору и его государственной регистрации не требуется. Период взыскания не имеет значения.
Аналогичная правовая позиция также изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10.
...
В силу пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, зачисление и учет доходов в бюджет, в том числе от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности производится на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.11.2011, дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2012 г. N Ф06-3724/12 по делу N А57-11419/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9901/12
20.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9901/12
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3724/12
23.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-241/12
22.11.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-11419/11