г. Казань |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А57-15310/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
ответчика - Резяповой О.Г. (доверенность от 28.12.2011 N 46-04-4098д), Селивановой О.К. (доверенность от 10.01.2012 N 46-04-4165д),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2011 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Грабко О.В., Камерилова В.А.)
по делу N А57-15310/2010
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея", г. Саратов (ИНН 6453044039, ОГРН 1086454003184) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов (ИНН 7734033901, ОГРН 1036405021047) об обязании заключить договор газоснабжения, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Саратовгаз", г. Саратов, открытого акционерного общества "Газбытсервис", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Доктора Маклея" (далее - ООО "Фирма Доктора Маклея", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", ответчик) об обязании ответчика заключить договор поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в редакции истца.
В ходе судебного разбирательства истцом дополнительно уточнены исковые требования, исключены требования по пункту 6.9 договора поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10.
Арбитражный суд Саратовской области решением от 07.11.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, обязал ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" заключить договор поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-10101/10 с ООО "Фирма Доктора Маклея" в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу с учетом следующей редакции спорных пунктов:
Пункт 1.1 договора: "1.1. Термины и определения в договоре принимаются согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, и других нормативных актов".
Пункт 1.2 договора: "Отношения между поставщиком и покупателем газа регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами".
Пункт 2.3 договора: "Местом приема-передачи газа от поставщика к покупателю является граница раздела газораспределительных систем газораспределительных организаций (ГРО) и газопроводов покупателя (ГРО - открытое акционерное общество "Саратовгаз", ГРО по транзитному потоку - открытое акционерное общество "Газбытсервис")".
Пункт 2.4 договора: "Право собственности у покупателя газа по настоящему договору возникает на объем газа, выбранный покупателем в момент его передачи в местах, указанных в пункте 2.3 настоящего договора".
Пункт 2.5 договора: "Договор транспортировки газа с ГРО от места приема-передачи газа, указанного в пункте 2.3 договора, заключает поставщик. Покупатель обязуется оплатить поставщику услуги по транспортировке газа, в т.ч. в транзитном потоке, согласно тарифам, утвержденным на транспортировку для ГРО".
Пункт 2.8 договора: "Поставка и транспортировка газа осуществляется при выполнении покупателем следующих условий: отсутствие задолженности за газ, снабженческо-сбытовые услуги, услуги по его транспортировке, в т.ч. и в транзитном потоке; наличие газовой службы или договора о техническом обслуживании и ремонте газопроводов и газового оборудования с организацией, имеющей соответствующую лицензию; соблюдение требований Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370".
Пункт 2.9 договора: "Изменение суточного договорного объема поставки газа на будущий период в любом периоде любого года и, соответственно, договорного месячного объема газа, годового объема газа в течение срока действия договора производится по соглашению сторон.
Покупатель вправе до 20 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа, направить поставщику заявку на: получение дополнительных объемов газа. Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в пункте 2.1 договора, поставляются по отдельному договору поставки газа или дополнительному соглашению, заключаемому сторонами; уменьшение суточных договорных объемов поставки газа следующего месяца. Основанием для уменьшения договорных объемов является письменное извещение поставщиком покупателя.
Покупатель вправе направить поставщику заявку на перераспределение договорных объемов поставки газа между месяцами без увеличения годовых договорных объемов поставки не позднее, чем за 3 месяца до начала перераспределения. Основанием для перераспределения договорных объемов является письменное извещение поставщиком покупателя.
Заявки, поступившие позднее указанных сроков, поставщиком не рассматриваются, извещение в адрес покупателя не высылается". Пункт 2.10 договора исключить.
Пункт 3.2 договора: "Поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставки газа покупателю в случаях нарушения сроков оплаты за поставляемый газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по его транспортировке, в т.ч. и в транзитном потоке.
Под нарушением сроков оплаты понимается полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.4 настоящего договора".
Пункт 3.3 договора: "Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика: покупателем - самостоятельно, а в противном случае - принудительно поставщиком, ГРО либо уполномоченной поставщиком организацией. Покупатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ к газовому оборудованию".
Пункт 4.1 договора: "Учет газа осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, Правилами учета газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996, зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.11.1996 N 1198, и иными нормативными документами".
Пункт 4.2 договора: "Количество газа, поставляемого поставщиком покупателю, определяется в соответствии с ГОСТ 8.586.1-5-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0,1,2,3-96 по показаниям приборов, установленных на узле учета газа поставщика.
За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура 20°С, давление 101,325 кПа (760 мм. ртутного столба)".
Пункт 4.3 договора: "При отсутствии узлов учета газа у поставщика, их неисправности, несоответствии требованиям нормативной документации, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по показаниям узла учета газа покупателя.
При отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателем за период отключения его поставщиком, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Под неисправностью контрольно-измерительных приборов стороны понимают такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.
Технологические потери в системах распределения газа и при авариях на сетях покупателя, расположенных от точки врезки в газопровод ГРО до узла учета газа, рассчитываются в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-079-01) и оплачиваются покупателем дополнительно. Расчет технологических потерь выполняется один раз в год, потери при авариях - по факту выявления.
Пределы измерений узла учета газа должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода определяется исходя из относительной погрешности измерения расхода не более 4%.
Узел учета считается принятым в эксплуатацию после оформления акта обследования узла учета газа с соответствующим заключением. Владелец узла учета газа обязан представить поставщику копии паспортов, свидетельств на узел учета газа (измерительный комплекс) с отметкой о поверке, проектную документацию, паспорта с разрешающей документацией "Ростехнадзора" на газопотребляющее оборудование".
Пункт 4.4 договора: "При работе узла учета в начале диапазона измерений с относительной погрешностью, превышающей указанную в пункте 4.3, расход принимается по минимальной границе измерения, но не более максимальной проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования.
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов несут организации, которым эти приборы принадлежат".
Пункт 4.5 договора: "Каждая из сторон договора обязана предоставлять представителям другой стороны в присутствии должностных или назначенных приказом ответственных лиц возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него. Результаты проверки оформляются актами, подписанными представителями сторон, участвующими в проверке".
Пункт 4.6 договора: "Все запорные устройства на обводных линиях узлов учета должны быть закрыты и опломбированы с обязательной установкой заглушек после запорных устройств. Пломбирование проводит поставщик.
Данные оперативных журналов, журналов учета не могут быть использованы в коммерческих расчетах объемов количества газа между поставщиком и покупателем. Эти данные надлежит использовать только для оперативной работы.
При расчетах потребленного объема газа по мощности газопотребляющего оборудования данные расхода газа установками принимаются из приложения к настоящему договору, заполняемого покупателем с обязательным предоставлением технической документации (паспортов) с его характеристиками, разрешающих эксплуатацию документов "Ростехнадзора" и других документов, предусмотренных действующей нормативно-технической документацией на него".
Пункт 4.7 договора: "В случае установления превышении расхода газа верхнего предела измерения узла учета определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности газопотребляющего оборудования и времени, в течение которого происходило превышение".
Пункт 4.8 договора: "При отключении приборов учета газа у покупателя с круглогодичным газопотреблением и наличием одной газоизмерительной линии для подготовки к государственной поверке количество подаваемого газа определяется методом, согласованным сторонами за 10 дней до начала работ или истечения действия срока поверки, а в случае необращения покупателя - в порядке, определенном Правилами учета газа и другими нормативными документами.
Снятие и установка приборов учета газа производится после уведомления поставщика о времени начала работ и выполняется организациями, имеющими соответствующее разрешение на проведение газоопасных работ. Все работы по снятию и установке приборов учета газа проводятся в присутствии представителя поставщика".
Пункт 4.9 договора: "При отсутствии или неисправности у покупателя приборов для регистрации барометрического давления на узле учета газа оно принимается по официальным ежемесячным данным ГУ Саратовский ЦГСМ, предоставляемых покупателем поставщику при отчете за потребленный газ, а при их отсутствии - по данным поставщика".
Пункт 4.10 договора исключить.
Пункт 4.11 договора: "Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются по каждому объекту покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными сторонами (приложение N 1).
Объем поставленного газа определяется как сумма фактических суточных объемов газа за расчетный период, который начинается с 10.00 первого дня отчетного месяца и заканчивается в 10.00 первого дня последующего месяца.
Для покупателей, по которым не ведется ежесуточный учет, определение суточного объема газа производится путем деления количества газа за отчетный период на количество суток в данном периоде.
К месячному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 2), в котором отражают ежесуточные сведения.
На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту покупателя не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, составляется в согласованной сторонами форме сводный квартальный акт приема-передачи газа с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (приложение N 3). К сводному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение N 4), в котором отражают ежесуточные сведения о количестве поданного-принятого газа. Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в сводном акте приема-передачи газа, приводится справочно и в расчетах не используется.
В случае, если поставка газа покупателю осуществлялась из объемов газа, добытого до 01.01.2004, стороны отражают их в акте поданного-принятого газа отдельной строкой с обязательным указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный).
В актах поданного-принятого газа отражается информация о том, из каких ресурсов осуществлена поставка газа за отчетный период".
Пункт 4.12 договора: "Покупатель не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным, обязан направлять в адрес поставщика данные о расходе газа за отчетный месяц по каждому объекту по форме приложения N 6 для составления двухсторонних актов приема-передачи газа по каждому объекту и сводного, подтверждающих количество поданного и принятого газа. Данные о расходе газа предоставляются покупателем через уполномоченного представителя либо путем направления поставщику сведений о расходе газа по электронной почте, посредством факсимильной связи с последующим предоставлением вышеуказанных сведений на бумажном носителе.
При неявке представителя покупателя либо непредоставлении данных о расходе газа в указанный срок количество газа, поданного и принятого за отчетный месяц, оформляется поставщиком в одностороннем порядке и считается принятым покупателем на условиях, указанных в них".
Пункт 4.16 договора: "При разногласиях сторон в оценке качества и объема переданного (принятого) газа стороны составляют акт. Сторона, не согласная с данными, изложенными в акте, подписывает акт, изложив особое мнение.
При наличии разногласий и невозможности их разрешить путем переговоров стороны вправе обратиться в Арбитражный суд Саратовской области. До разрешения спора объем переданного газа определяется в соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.3 договора, качество газа в соответствии с пунктом 4.13 договора".
Пункт 5.4 договора: "Оплата покупателем поставляемого природного газа, услуг по его транспортировке, в т.ч. и в транзитном потоке, и снабженческо-сбытовых услуг производится в следующем порядке: 35% от суммы договорного месячного объема потребления газа - в срок до 18 числа месяца поставки газа; 50% от суммы договорного месячного объема потребления газа - до последнего числа месяца поставки газа; окончательные расчеты за фактически потребленный за отчетный период природный газ с учетом средств, внесенных покупателем ранее в качестве оплаты в расчетном периоде, - в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Перечисление средств производится на расчетный счет поставщика путем выписки платежных поручений, в которых указывается: наименование организации - потребителя газа, за которую производится платеж (если это требует уточнения); назначение платежа; номер договора, дата его заключения; вид платежа; номер счета-фактуры (в случае наличия); наименование периода, за который производится расчет; сумма налога на добавленную стоимость.
Размер платежа, производимого в месяце поставки, покупатель рассчитывает самостоятельно, исходя из месячного лимита потребления по следующей формуле:
Размер платежа = ((Р1 + Р2 + Рз) х V) х % + НДС,
где Р1 - оптовая цена на газ, руб./тыс. м3;
Р2 - размер стоимости услуг по транспортировке газа, (в т.ч. в транзитном потоке - для организаций, которым транспортировка осуществляется по сетям двух и более ГРО), руб./тыс. мЗ;
Р3 - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, руб./тыс. мЗ;
V - лимит потребления газа за месяц;
% - 35% либо 50% (в зависимости от срока платежа).
Покупатель вправе производить авансовые платежи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае принятия решения об ограничении, прекращении, возобновлении подачи газа по основаниям, изложенным в пункте 3.2 договора, поставщик выписывает покупателю счет на оплату этих работ. Счет выписывается на основании тарифов, утвержденных организацией, проводящей указанные работы.
Подтверждением совершенного платежа является факт поступления денег на счет поставщика".
Пункт 6.1 договора: "В случаях, не предусмотренных условиями договора, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации".
Пункт 6.2 договора: "Полное отсутствие или частичная оплата за газ, снабженческо-сбытовые услуги и услуги по его транспортировке, в т.ч. и в транзитном потоке, в сроки, оговоренные настоящим договором, является основанием для сокращения поставки газа вплоть до полного ее прекращения".
Пункт 6.3 договора: "Поставщик, руководствуясь статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет право в одностороннем порядке с уведомлением покупателя изменить согласованные в разделе 2 настоящего договора объемы газа. При этом договор поставки считается измененным с момента получения покупателем уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично. Подача газа возобновляется по соглашению сторон. После возобновления подачи газа поставщик не обязан поставлять покупателю недоданное в результате введения ограничения или прекращения подачи количество газа, если иное не предусмотрено соглашением сторон".
Пункт 6.4 договора: "Работы по прекращению поставки газа в связи с нарушением покупателем пунктов 6.2, 6.3 договора производятся поставщиком либо уполномоченной им организацией с отнесением расходов на счет покупателя".
Пункт 6.5 договора: "В случае несоблюдения покупателем сроков оплаты поставляемого газа и иных услуг, предусмотренных настоящим договором, покупатель уплачивает поставщику законную неустойку в соответствии с положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Пункт 6.6 договора: исключить. Пункт 6.7 договора: исключить. Пункт 6.8 договора: исключить.
Пункт 10.3 договора: "При изменении почтовых и банковских реквизитов, а также в случае реорганизации стороны обязуются в десятидневный срок извещать друг друга о произведенных изменениях".
Пункт 10.4 договора: "При приеме или передаче на баланс, купле-продаже объектов, указанных в настоящем договоре, а также замене газоиспользующего оборудования и в иных случаях покупатель обязуется в десятидневный срок известить поставщика о произведенных действиях. Данные действия в последующем оформляются сторонами путем внесения в договор соответствующих изменений либо его расторжением".
Пункт 10.6 договора: "Характеристика газопотребляющего оборудования покупателя (приложение N 5) определяется уполномоченными представителями поставщика".
Пункт 10.7 договора: "Заявку на поставку газа на период, следующий после окончания срока действия договора, покупатель вправе направить не позднее, чем за 11 месяцев до этого срока".
Пункт 10.8 договора: исключить.
Пункт 11.1 договора: "Покупатель обязуется обеспечить: беспрепятственный доступ работников поставщика, уполномоченного органа государственного надзора и работников его региональных отделений на свою территорию для проверки соответствия газоиспользующего и газоизмерительного оборудования техническим условиям порядка отбора газа; безусловную работоспособность приборов учета газа, позволяющих определить состояние и достоверность учета расхода и потребления газа; соответствие газоиспользующего оборудования и приборов современным энергосберегающим технологиям; наличие разрешения от уполномоченного органа государственного надзора на топливоиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно-наладочных испытаний; соблюдение установленного порядка регламентных работ, режимно-наладочных работ, разработанного совместно с уполномоченным органом государственного надзора; эксплуатацию газоиспользующего, теплоутилизирующего оборудования и средств автоматического регулирования процессов горения строго в соответствии с предусмотренными техническими проектами; выполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части повышения рационального и эффективного использования газа".
В отношении требований истца о включении в текст договора поставки газа от 01.10.2010 N 46-510101/10 пункта 6.9 производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Фирма Доктора Маклея" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 17.05.2012 был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 21.05.2012.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей ответчика в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в связи со сменой владельца здания, ООО "Фирма Доктора Маклея" в июле 2010 года обратилось к ответчику с заявлением о заключении договора поставки газа.
Ответчиком был подготовлен проект договора поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10. По результатам рассмотрения проекта указанного договора истец, не согласившись с его условиями, письмом от 25.10.2010 направил в адрес ответчика извещение об акцепте на иных условиях договора поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 с протоколом разногласий со сроком для акцепта 10 дней с момента получения. Протокол разногласий получен ответчиком 25.10.2010.
В ответ на протокол разногласий к указанному договору ответчик письмом от 03.11.2010 N 04-09/4114 направил в адрес истца протокол согласования разногласий к договору. Истец отказался от подписания протокола согласования разногласий, полагая, что условия, предложенные поставщиком (ответчиком), не отвечают требованиям закона.
ООО "Фирма Доктора Маклея" в соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратилось в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
На основании статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В силу указанной нормы права рассматриваемый договор энергоснабжения относится к публичному виду договора.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 ГК РФ).
Поскольку содержание соответствующих условий спорного договора поставки газа, являющегося публичным, предписано законом, суд первой инстанции правомерно оставил название договора в редакции ответчика: "Договор поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10" и скорректировал пункты 1.1, 1.2 договора следующим образом: Пункт 1.1 договора: "Термины и определения в договоре принимаются согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, и других нормативных актов".
Пункт 1.2 договора: "Отношения между поставщиком и покупателем газа регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами".
Отношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
В соответствии со статьей 3 Закона о газоснабжении законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В целях обеспечения единого подхода к формированию организационных и технических требований к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.1995 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" специалистами государственной газовой инспекции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и ее территориальных органов разработаны Правила учета газа, утвержденные Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета газа, Правила действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления (пункт 1.4 Правил учета газа).
Таким образом, Правила учета газа являются нормативно-правовым актом, обязательным для применения участниками правоотношений в сфере газоснабжения.
При определении спорных условий раздела 2.3 договора поставки газа от 01.10.010 N 46-5-101017/10 суд исходил из того, что истец отказался от первоначального условия самостоятельно заключить договор транспортировки, изложенного в протоколе разногласий.
Граница раздела газораспределительной сети газораспределительной организации (далее - ГРО) и трубопровода потребителя фактически и является местом передачи газа. Основной функцией поставщика газа является обеспечение поставки необходимого количества объема природного газа.
Оптовая цена на природный газ подлежит государственному регулированию и устанавливается постановлениями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Расчет стоимости поставленного газа производится в счетах-фактурах, выставляемых покупателям. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также тарифы на услуги по транспортировке на территории Российской Федерации подлежат государственному регулированию и устанавливаются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.
Поскольку поставщик (ответчик) обязуется передать товар, природный газ, покупателю (истцу) на границе раздела газораспределительных систем ГРО и газопроводов покупателя, указание в договоре на переход права собственности в момент его передачи в местах, указанных в пункте 2.3 настоящего договора, является правомерным и не противоречит ГК РФ.
Кроме того, ГРО и потребитель имеют акт об установлении границ ответственности.
При определении условий, при которых допустима поставка и транспортировка газа в адрес покупателя, суд учел положения статей 309, 310 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 328 ГК РФ в случае непредставления обязанной стороной обусловленного исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В силу пункта 3 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Статьей 25 Закона о газоснабжении предусмотрено, что на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".
Пунктом 34 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа) предусмотрено право поставщика на уменьшение или полное прекращение поставок газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 486 ГК РФ в случае, если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. Тем самым будет соблюден баланс интересов поставщика газа и покупателя, допускающего существенные нарушения условий договора в части оплаты (статья 523 ГК РФ).
Согласно пункту 2.1 договора поставщик обязуется поставлять природный горючий газ покупателю, а покупатель - получать (выбирать) природный горючий газ, добытый открытым акционерным обществом "Газпром", его аффилированными лицами, а также независимыми производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в т.ч. и в транзитном потоке".
Наличие газовой службы или договора о техническом обслуживании и ремонте газопроводов и газового оборудования с организацией, имеющей соответствующую лицензию, необходимо для безопасной поставки газа. Данное условие обусловлено подпунктом 3 пункта 49 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" и не влияет на заключение договора поставки газа, но имеет непосредственное отношение к поставке газа.
Из Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, следует, что транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа.
Таким образом, юридические лица свободны в выборе построения своих договорных отношений, являющихся поставщиками, покупателями и газораспределительными организациями.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил учета газа сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны, а также должностным лицам Госгазинспекции России и Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования.
Исходя из того, что стороны не настаивали на включении в текст спорного договора пункта 2.10, суд обоснованно исключил из текста договора указанный пункт.
Учитывая изложенное, суд правомерно принял спорные пункты раздела 2, 3 поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 в оспариваемой подателем жалобы редакции.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Пунктами 22, 23 Правил поставки газа предусмотрено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по приборам учета принимающей стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом пересмотренным договором.
Согласно пункту 2.2 Правил учета газа учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), осуществляется по узлам учета поставщика или потребителя газа, а при отсутствии узлов учета у поставщика количество поданного газа определяется по данным ГРО или потребителя газа (по соглашению сторон). Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
Пунктом 42 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317) предусмотрено, что для осуществления финансовых расчетов при газоснабжении, контроля за режимами поставки газа и контроля за потреблением газа организацией в целом, отдельным газоиспользующим оборудованием или в технологическом процессе, а также контроля за эффективным использованием газа производится учет газа. Эксплуатация газоиспользующего оборудования без приборов учета расхода газа не допускается.
Понятие "узел учета" содержится в разделе "термины и определения" Правил учета газа: это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров.
Согласно пункту 1.5 Правил учета газа учет газа организуется с целью: осуществления взаимных финансовых расчетов между поставщиком, ГРО и потребителем газа; контроля за расходными и гидравлическими режимами систем газоснабжения; составления баланса приема и отпуска газа; контроля за рациональным и эффективным использованием газа.
Пунктом 1.6 Правил учета газа предусмотрено, что испытания в целях утверждения типа, а также поверка узлов учета и средств измерений, входящих в их состав, должны проводиться в соответствии с требованиями Госстандарта России. Монтаж и эксплуатация оборудования, входящего в состав узлов учета, проводятся в соответствии с требованиями Госстандарта России и инструкциями изготовителей оборудования.
Пунктом 2.4. Правил учета газа предусмотрено, что на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.
Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета.
Сторона, ведущая учет количества газа, обязана обеспечить представителям другой стороны доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического надзора, проверки их технического состояния и правильности их функционирования (пункты 1.7, 1.8 Правил учета газа).
И Правила учета газа, и Правила поставки газа предусматривают, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. При этом, исходя из буквального толкования Правил учета газа и Правил поставки газа, контрольно-измерительные приборы являются неотъемлемой частью узла учета газа, эти два понятия соотносятся между собой, как часть и целое.
Пунктом 2.5 Правил учета газа установлено, что измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.
На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.
Пунктом 1 статьи 543 ГК РФ обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
В соответствии с пунктом 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
Пунктом 2.8. Правил учета газа установлено, что пределы измерений узла учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница измерения расхода должна определяться исходя из предельной допустимой погрешности измерений расхода.
Из пункта 2.14 Порядка проведения поверки средств измерений (Правила по метрологии ПР 50.2.006-94), утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации стандартизации и метрологии от 18.07.1994 N 125, следует, что внеочередную поверку средств измерений, находящихся в эксплуатации, проводят при: повреждении поверительного клейма, пломб, несущих на себе поверительные клейма или в случае утраты свидетельства о поверке; проведении повторной юстировки или настройки, известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерений или неудовлетворительной работе прибора.
Технологические потери в системах распределения газа и при авариях на сетях покупателя, расположенных от точки врезки в газопровод ГРО до узла учета газа, рассчитываются в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-079-01).
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа, ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.
До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями контрольно-измерительных приборов стороны, передающей газ.
В соответствии с пунктом 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
При установлении погрешности измерения расхода газа суд учел представленный истцом паспорт счетчика РГ - 100, в котором указана допустимая погрешность измерений 4%.
Из представленных ответчиком пояснений, касающихся учета газа по его взаимоотношениям с транспортирующими организациями, следует, что учет газа ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", получаемого из системы общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", транспортируемого ГРО открытое акционерное общество "Саратовгаз" (далее - ОАО "Саратовгаз") и открытое акционерное общество "Газсбытсервис" (далее - ОАО "Газбытсервис"), а также израсходованного потребителями производится в соответствии с Правилами поставки газа, Правилами учета газа и другими нормативными документами. Его количество определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1 -5-2005, МИ 2721-2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0,1,2,3-96.
Объем газа, полученный ответчиком от поставщика (общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов"), определяется по показаниям приборов, установленным на замерных линиях выходов трех ГРС Трансгаза (г. Саратов ГРС-2А, г. Саратов ГРС-7 и п. Пристанное ГРС-4).
Объем газа для оказания ответчику услуг по транспортировке ГРО ОАО "Газсбытсервис" определяется по показаниям приборов закольцованной в распределительных сетях замерной линии ГРС (г. Саратов ГРС-7) за вычетом объемов газа: предназначенных для реализации сторонними поставщиками без участия общества; израсходованных ГРО для осуществления процесса транспортировки, т.е. собственные, технологические нужды и потери в сетях, определяемых в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153-39.4-079-01).
Объем газа для оказания ответчику услуг по транспортировке ГРО ОАО "Саратовгаз" определяется по показаниям приборов закольцованных в распределительных сетях замерных линий вышеуказанных ГРС за вычетом объемов газа: предназначенных для реализации сторонними поставщиками без участия общества; израсходованных ГРО ОАО "Газсбытсервис" для осуществления процесса транспортировки, т.е. собственные, технологические нужды и потери в сетях, определяемых в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153 -39.4-079-01); израсходованных ГРО ОАО "Саратовгаз" для осуществления процесса транспортировки, т.е. собственные, технологические нужды и потери в сетях, определяемых в соответствии с Методикой определения расходов газа на технологические нужды предприятий газового хозяйства и потерь в системах распределения газа (РД 153 -39.4-079-01); израсходованных потребителями, заключившими договоры на оказание услуг по транспортировке напрямую с ГРО без участия ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", определенных по узлам учета, установленным у них.
Судами установлено, что узлы учета газа, позволяющие вести учет газа на объектах ООО "Фирма Доктора Маклея", ответчику не принадлежат на праве собственности (ином вещном праве) и не находятся в фактическом владении.
При таких обстоятельствах редакция спорных положений раздела 4 договора поставки газа от 01.10.2010 N 46-5-101017/10 определена судом в оспариваемой редакции в соответствии с нормами законодательства, регулирующего взаимоотношения между поставщиком и потребителем газа. Редакция суда первой инстанции по спорным пунктам положений раздела 4 договора не ущемляет интересы сторон.
Определяя раздел договора "Ответственность сторон" в оспариваемой заявителем жалобы редакции, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в случаях, предусмотренных законом или договором.
Согласно статье 328 ГК РФ в случае непредставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В силу пункта 3 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Статьей 25 Закона о газоснабжении предусмотрено, что на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов".
Пунктом 34 Правил поставки газа предусмотрено право поставщика на уменьшение или полное прекращение поставок газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.
В силу пункта 4 статьи 486 ГК РФ в случае, если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.
С целью соблюдения баланса интересов сторон суд пришел к выводу о необходимости введения в текст договора ответственности покупателя за нарушение условий договора в случае несоблюдения сроков оплаты поставляемого газа и иных услуг, предусмотренных настоящим договором в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ.
Поскольку предложенная истцом редакция пунктов 6.6, 6.7, 6.8 договора поставки не определяет ответственность сторон вследствие нарушения обязательств как со стороны поставщика, так и со стороны покупателя, исключение судом первой инстанции указанных пунктов правомерно.
Изложенная судом первой инстанции редакция раздела договора "Ответственность сторон" соответствует требованиям действующего законодательства.
Принимая пункты 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.8, 11.1 в оспариваемой подателем жалобы редакции, суд первой инстанции исходил из положений ГК РФ, Закона о газоснабжении, Правил поставки газа, Правил учета газа, Правил технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации, утвержденных приказом Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения от 20.10.1991 N 70-П, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также необходимость со стороны поставщика заблаговременно согласовывать закупаемый для поставки объем газа.
Таким образом, при принятии оспариваемой редакции договора судом первой инстанции соблюден баланс интересов сторон договора. Принятая судом редакция договора соответствует требованиям закона и иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере энергоснабжения.
Заявленные истцом ходатайства, в том числе о назначении экспертизы, суд разрешил в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу для разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела.
С учетом вопросов, предлагаемых истцом на разрешение экспертизы, обстоятельств, подлежащих установлению по спору, суд правомерно отклонил ходатайство о назначении экспертизы, поскольку ее результаты не могли привести к установлению обстоятельств, необходимых для рассмотрения дела.
Кроме того, истец не лишен права самостоятельно представлять доказательства в подтверждение своих доводов, в том числе заключения специалистов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А57-15310/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4 статьи 486 ГК РФ в случае, если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора.
С целью соблюдения баланса интересов сторон суд пришел к выводу о необходимости введения в текст договора ответственности покупателя за нарушение условий договора в случае несоблюдения сроков оплаты поставляемого газа и иных услуг, предусмотренных настоящим договором в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ.
...
Принимая пункты 10.3, 10.4, 10.6, 10.7, 10.8, 11.1 в оспариваемой подателем жалобы редакции, суд первой инстанции исходил из положений ГК РФ, Закона о газоснабжении, Правил поставки газа, Правил учета газа, Правил технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации, утвержденных приказом Российского государственного предприятия по организации газификации и газоснабжения от 20.10.1991 N 70-П, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также необходимость со стороны поставщика заблаговременно согласовывать закупаемый для поставки объем газа.
...
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу для разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2012 г. N Ф06-3077/12 по делу N А57-15310/2010