г. Казань |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А57-10590/2011 |
См. также Определение ФАС ПО от 13 апреля 2012 г. N А57-10590/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Саратовского муниципального района Саратовской области, г. Саратов,
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 (судья Пермякова И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Дубровина О.А., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-10590/2011
по заявлению администрации Саратовского муниципального района заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, при участии третьих лиц: муниципального учреждения здравоохранения "Центральная районная больница Саратовского района", общества с ограниченной ответственностью "Практик-Сервис" (ИНН: 6432013022 ОГРН: 1026401184039) о признании недействительным и отмене решения от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов и предписания от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Саратовского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - ответчик, антимонопольный орган) от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов и предписания от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в которой просит судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 08.11.2010 Администрация, муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница Саратовского района" (далее - МУЗ "ЦРБ Саратовского района") и общество с ограниченной ответственностью "Практик-Сервис" (далее - ООО "Практик-Сервис") заключили договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью (б/н), в соответствии с которым МУЗ "ЦРБ Саратовского района" с согласия Собственника передает в безвозмездное пользование ООО "Практик-Сервис" нежилое помещение общей площадью 16,7 кв.м, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, Октябрьский проезд, 12, в целях размещения аптечного пункта. Имущество, поименованное в договоре, было передано на основании акта приема-передачи от 08.11.2010. Срок безвозмездного пользования определен пунктом 1.3 договора на 11 месяцев с 08.11.2010 по 07.10.2011.
В связи с заключением данного договора от 06.06.2011 по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в отношении Администрации, МУЗ "ЦРБ Саратовского района", антимонопольным органом в отношении Администрации было вынесено решение от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов, которым Администрация была признана нарушившей часть 1 статьи 15, часть 3 статьи 17.1, часть 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ.
На основании данного решения было также выдано предписание от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: расторгнуть договор от 08.11.2010 (б/н), заключенный Администрацией, МУЗ "ЦРБ Саратовского района" с ООО "Практик-Сервис" на безвозмездное пользование недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью, площадью 16,7кв.м.
Администрация, полагая, что указанное решение антимонопольного органа является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, обжаловала вынесенные в отношении нее решение и предписание от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Администрации суды, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 5 Закона N 135-ФЗ устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30.06.2008 N и от 08.11.2008 N 195-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
В пункте 3 части 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Судами предыдущих инстанций установлено, что на основании постановления главы Администрации от 22.07.2009 N 1674 "О передаче имущества в оперативное управление" нежилое здание стационара центральной районной больницы, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, р. п. Красный Текстильщик, Октябрьский проезд, 12, передано в оперативное управление МУЗ "ЦРБ Саратовского района". Поименованное в постановлении имущество закреплено за МУЗ "ЦРБ Саратовского района" на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 22.07.2009 N 6 и передано ему в соответствии с актом приема-передачи от 22.07.2009.
Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, являющимся муниципальной собственностью, заключен между Администрацией, МУЗ "ЦРБ Саратовского района" и ООО "Практик-Сервис" 08.11.2010, то есть в период, когда уже действовали положения статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Руководствуясь вышеуказанной нормой Закона N 135-ФЗ и принимая во внимание обстоятельства дела, суды предыдущих инстанций правомерно пришли к выводу, что Администрацией и МУЗ "ЦРБ Саратовского района" муниципального имущества в безвозмездное пользование хозяйствующему субъекту должна быть проведена или по результатам торгов либо в порядке, предусмотренной главой 5 Закона N 135-ФЗ.
Ссылка Администрации на часть 4 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ правомерно отклонена судами.
В отношении с данной правовой нормой, возможность передачи государственного или муниципального имущества в указанном размере третьим лицам без проведения торгов предоставлена лишь лицам, уже обладающим государственным или муниципальным имуществом по результатам проведенных торгов. Применительно к спорной ситуации МУЗ "ЦРБ Саратовского района" таковым лицом не является.
Также ссылка Администрации о том, что изменения, внесенные в статью 17.1. Закона N 135-ФЗ Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывают на возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусмотренных переход прав владения или пользования в отношении муниципального недвижимого имущества без проведения торгов в порядке исключения из общего правила, предусмотренного нормой статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, не может быть принято во внимание, так как на дату внесения антимонопольным органом решения и предписания от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов норма пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ отсутствовала, и введена была в действие только с 06.01.2012 Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты, судебная коллегия находит не состоятельной.
В кассационной жалобе Администрации не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы Администрации не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А57-10590/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении с данной правовой нормой, возможность передачи государственного или муниципального имущества в указанном размере третьим лицам без проведения торгов предоставлена лишь лицам, уже обладающим государственным или муниципальным имуществом по результатам проведенных торгов. Применительно к спорной ситуации МУЗ "ЦРБ Саратовского района" таковым лицом не является.
Также ссылка Администрации о том, что изменения, внесенные в статью 17.1. Закона N 135-ФЗ Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывают на возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусмотренных переход прав владения или пользования в отношении муниципального недвижимого имущества без проведения торгов в порядке исключения из общего правила, предусмотренного нормой статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, не может быть принято во внимание, так как на дату внесения антимонопольным органом решения и предписания от 06.06.2011 по делу N 25-27/ов норма пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ отсутствовала, и введена была в действие только с 06.01.2012 Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты, судебная коллегия находит не состоятельной."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2012 г. N Ф06-3852/12 по делу N А57-10590/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3852/12
13.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3394/12
05.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-979/12
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-10590/11