г. Казань |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А65-9227/2011 |
См. также Постановление ФАС ПО от 8 декабря 2011 г. N А65-9227/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Емельянова Н.С. (доверенность от 16.01.2012), Парфеновой А.А. (доверенность от 01.03.2012),
ответчика - Идиятуллина И.И. (доверенность от 14.11.2011 N 25),
заинтересованного лица (открытое акционерное общество "Альметьевск-Водоканал") - Галановой А.В. (доверенность от 10.01.2012 N 14), Алеева И.У. (доверенность от 12.03.2012 N 455),
заинтересованного лица (Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам) - Гарапшина Р.К. (доверенность от 01.06.2012 N 20/14-31),
заинтересованного лица (прокуратура Республики Татарстан) - Валиахметова А.Р. (доверенность от 17.05.2012 N 8/3-01-2012),
в отсутствие:
заинтересованного лица (муниципальное учреждение "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района РТ") - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012 (председательствующий судья Нафиев И.Ф., судьи Кочемасова Л.А., Гилялов И.Т.)
по делу N А65-9227/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (ИНН 1644041199, ОГРН 1061644065405) к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим приложения N 4 решения Совета Альметьевского муниципального района от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса" в части установления нормативов на водоснабжение и водоотведение для многоквартирных жилых домов, с участием заинтересованных лиц: муниципального учреждения "Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района РТ" (ИНН 1644033895, ОГРН 1051605018596), открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал" (ОГРН 1051605034260), Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497), прокуратуры Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - ООО "Комплект+Сервис", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Совету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик, Совет) о признании недействующим приложения N 4 решения Совета от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса" в части установления нормативов на водоснабжение и водоотведение для многоквартирных жилых домов, в связи с не соответствием Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2011 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2011 определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2011 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Республики Татарстан для рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Комплект+Сервис" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Как установлено судом, решением Совета от 29.11.2006 N 107, опубликованном в газете "Знамя труда" от 10.11.2006 N 309-312 (10331), утверждены тарифы и нормативы на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007 год, пунктом 3 которого установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения на 2007 год согласно приложениям N 4, 5, 6, 7, 8. Приложением N 4 установлены нормативы потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для населения на 2007 год. В пункте 4 оспариваемого решения указано, что установленные нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Решением ответчика от 27.02.2008 N 221, которое официально опубликовано в газете "Знамя труда" от 19.03.2008 N 74-76, внесены изменения в пункт 3 решения Совета от 29.11.2006 N 107 "О тарифах и нормативах на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса Альметьевского муниципального района на 2007", которым исключены слова "на 2007 год".
Заявитель считая, что нормативы водоснабжения и водоотведения установлены без дифференциации по группам домов с аналогичными конструктивно-техническими параметрами, в том числе этажности, без учета изменений конструктивных параметров и благоустройства жилых многоквартирных домов, без учета климатических условий, что, по его мнению, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод (пункт 20 Правил).
В материалы дела Советом представлены документы, подтверждающие применение метода аналогов при установлении нормативов потребления услуг по водоснабжению и водоотведению для наседания.
Так же, в материалы дела представлен "Технический отчет по выявлению фактического расхода воды и определения нормативов потребления воды населением в г. Альметьевск (ОАО "Альметьевск-Водоканал") не имеющих квартирных счетчиков потребления воды" (далее - "Технический отчет"), прошедший экспертную оценку в обществе в ограниченной ответственностью "Аналитик-Эксперт". Заключением от 15.11.2006 N 113 экспертной организации сделаны выводы об обоснованности расчетов нормативов потребления холодной воды.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о нарушении представительности выборки обследуемых домов, так как они сделаны без учета степени их благоустройства, этажности, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела.
Кроме того, как правомерно установлено судом, ссылка в "Техническом отчете" на пункт 26 "Рекомендаций по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением", утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 26.05.1981 N 299 "Об утверждении и введении в действие "Методических рекомендаций по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением", носит характер технической ошибки и не повлияла на представительность при выборке обследуемых домов. При этом указанные "Рекомендации по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением" не содержат пункта 26.
Как следует из материалов дела, заявителем представлены расчеты о излишне полученных суммах и расчеты нормативов холодного и горячего водоснабжения по годам. Указанные расчеты основаны на расчетном методе определения нормативов, а не на методе аналогов, который применен Советом.
Расчетный метод определения нормативов, выборочно примененный заявителем к нескольким домам (находящихся в его управлении), противоречит пунктам 9 и 24 Правил N 306.
При таких обстоятельствах, судом правильно сделан вывод, что данные расчеты не имеют подразделений по степени благоустройства, их применение не относится к компетенции заявителя и они противоречат Правилам N 306.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что "Техническим отчетом" сделан не в 2006 году, а также, что никакие работы по определению нормативов водоснабжения не проводились, судом кассационной инстанции отклоняет, как противоречащие материалам дела.
Так, все учетные карточки объектов содержат даты и время (до минуты) когда производились замеры показаний водосчетчиков, их номера, класс точности. Замеры проводились с 01.10.2006 по 31.10.2006.
Довод заявителя, что начало отопительного периода с 2006-2007 годов установлено с 25.09.2006 и, следовательно, измерение показаний 01.10.2006 не соответствует Правилам N 306, правомерно отклонен судом по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2011 по делу N А65-21943/2010 постановление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 19.09.2006 N 2637 о начале отопительного сезона 2006-2007 годов с 25.09.2006 признано не действующим полностью.
Кроме того, из указанного судебного акта усматривается, что сам же заявитель в своих пояснениях приводил доводы о том, что по данным Главного управления "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" началом отопительного периода 2006-2007 годов является 07.10.2006.
При таких обстоятельствах проведение замеров с 01.10.2006 по 31.10.2006 не противоречит ни Правилам N 306, ни вступившим в законную силу решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2011 по делу N А65-21943/2010.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд установил, что Совет принял оспариваемое решение в рамках своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводов, влияющих на законность обжалуемого судебного акта и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.03.2012 по делу N А65-9227/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 июня 2012 г. N Ф06-3665/12 по делу N А65-9227/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
13.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3665/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9227/11
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
03.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
02.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-997/12
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10868/11