г. Казань |
|
08 июня 2012 г. |
Дело N А57-15757/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Салиховой З.И.,
при участии представителя:
истца - Никишиной О.В. (доверенность от 01.12.2010 б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.12.2011 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Клочкова Н.А., Самохвалова А.Ю.)
по делу N А57-15757/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Техстекло", г. Саратов (ИНН 6453076922, ОГРН 1046405307850) к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246) о взыскании 1 041 880 руб. 40 коп., с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов"
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Техстекло" (далее - ТСЖ "Техстекло", ТСЖ, товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", за период с 01.02.2011 по 01.09.2011 в размере 1 176 516 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по финансам обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Техстекло" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в следующих многоквартирных жилых домах: N 15, 17, 19, 23, 29, 29А по пр. Строителей, N 5, 11, 21, 25, 25А по ул. 1-я Прокатная, N 3А, 4, 8, 15, 17, 18, 19, 20, 20А, 22, 24, 24А по ул. 2-я Прокатная, N 8, 14, 15 (кроме 4-х подъездов, находящихся в управлении товарищества собственников жилья "Хрустальный"), 16, 17, 18, 19 (кроме 3-х подъездов, находящихся в управлении товарищества собственников жилья "Лада 2003"), 20 по ул. 4-я Прокатная, N 2, 7, 9, 11, 11А, 13, 16, 18 по ул. Измайлова, N 5, 12, 13, 14, 15, 15 А по ул. Загороднева, N 1А, 3Б, 6, 11, 14, 16 по ул. Зеркальная, N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10А, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 23 по ул. Ломоносова.
В период с 24 по 28 апреля 2006 года было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
Решения общего собрания оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества от 28.04.2006, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов" по доверенности.
По итогам голосования общее собрание членов товарищества большинством голосов приняло решение установить с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Техстекло" ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (на 2010 год - 5 руб. за кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 N 960; на 2011 год - 5 руб. 40 коп. за кв. м согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 768).
Судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", в порядке и размере, установленными общим собранием членов ТСЖ.
Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнение его расходных обязательств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Частью 1 статьи 39 и пунктом 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 137 и пункта 4 части 2 статьи 145 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В данном случае общее собрание членов ТСЖ по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Частью 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Довод ответчика о предоставлении денежных средств на капитальный ремонт способом, указанном в статье 78 БК РФ, а именно в порядке субсидирования, обоснованно не принят судами предыдущих инстанций, поскольку в данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья и члена ТСЖ ежемесячно нести расходы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ, статьями 39, 154,155, 156, 158 ЖК РФ с учетом положений статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом ТСЖ "Техстекло", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного ТСЖ.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником муниципальных квартир в жилых домах доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", что подтверждается ответом Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" от 17.11.2011 N 13-04/15457 на судебный запрос.
На основании справки Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов" от 17.11.2011 N 13-04/15457 истец произвел расчет суммы взносов муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Техстекло", за период с 01.02.2011 по 01.09.2011 в размере 1 176 516 руб.
Представленный расчет истца проверен судами обеих инстанций и признан правомерным.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации муниципального образования "Город Саратов" является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время - Комитет по финансам.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены арбитражным судом. Правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 по делу N А57-15757/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
...
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, финансовый орган администрации муниципального образования "Город Саратов" является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно Решению Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия администрации по управлению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время - Комитет по финансам.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172 (далее - Положение), Комитет по финансам - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 3.22 Положения Комитет по финансам выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2012 г. N Ф06-3875/12 по делу N А57-15757/2011