г. Казань |
|
21 июня 2012 г. |
Дело N А12-16772/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Ефремова В.В., директор; Гудименко Г.И., доверенность от 28.05.2010 б/н,
администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Каглик М.П., доверенность от 03.02.2012 N 28-Д; Катковой Ю.А., доверенность от 27.12.2011 N 275-Д; Шикаренко М.Н., доверенность от 27.01.2012 N 15-Д,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А12-16772/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шеврон-Авто", г. Волжский (ИНН 3435102821, ОГРН 1093435005619) к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, г. Волжский, об оспаривании ненормативно-правового акта, с участием третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Шеврон-Авто" (далее - ООО "Шеврон-Авто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и не соответствующим статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункту 3.2 санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.04.2003, постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 29.07.2011 N 855-ГО "Об отказе ООО "Шеврон-Авто" в размещении объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей и предварительном согласовании".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012, заявление ООО "Шеврон-Авто" удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представители администрации в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Директор ООО "Шеврон-Авто" и представитель по доверенности, явившиеся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласились, просили оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и неподлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Шеврон-Авто" обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило выбрать и предоставить в аренду земельный участок площадью 10 000 кв. м, расположенный по адресу: г. Волжский, ул. 87-я Гвардейская, между микрорайонами N 31, 38, под строительство магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта автомобилей с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 05.02.2010 администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.06.2010 по заявлению ООО "Шеврон-Авто" отказ администрации, выраженный в письме от 05.02.2010, признан незаконным. В порядке восстановления нарушенного права суд обязал администрацию осуществить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: осуществить выбор земельного участка и принять в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Шеврон-Авто".
Администрацией письмом от 26.01.2011 N 13/220 для осуществления предусмотренных законом процедур согласования акта выбора земельного участка у ООО "Шеврон-Авто" были запрошены сведения о намечаемом к строительству объекте.
Обществом письмом от 18.03.2011 представлены сведения о намечаемом к строительству объекте.
На основании предоставленных ООО "Шевро-Авто" сведений о намечаемом для строительства объекте подготовлен акт о выборе земельного участка для строительства магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для хранения и ремонта автомобилей, который 08.04.2011 направлен для согласования в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах).
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах выдано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.06.2011 N 34.30.13.000.Т.000046.06.11 о предполагаемом использовании земельных участков по ул. 87-я Гвардейская, 37а, 376, общей площадью 7886 кв. м (в том числе: участок N 1 площадью 1482 кв. м, участок N 2 площадью 3374 кв. м, участок N 3 площадью 1482 кв. м) под строительство магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей.
В связи с получением отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения от 08.06.2011 N 34.30.13.000.Т.000046.06.11 администрацией принято постановление от 29.07.2011 N 855-ГО "Об отказе ООО "Шеврон-Авто" в размещении объекта капитального строительства - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения автомобилей и предварительном согласовании" (далее - постановление администрации от 29.07.2011 N 855-ГО).
ООО "Шеврон-Авто", полагая, что постановление администрации от 29.07.2011 N 855-ГО является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что использование земельного участка площадью 10 000 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров, гаражных боксов для хранения автомобилей на 145 единиц, СТО для ремонта автомобилей до 5 постов по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. 87-я Гвардейская, 37, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выборе земельных участков под строительство объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктом 3.2 санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.04.2003, установлено, что площадка для строительства выбирается на предпроектной стадии при обосновании инвестиций, на основании материалов, представляемых заказчиком в объеме, позволяющем дать заключение о возможности размещения производственного объекта.
Как установлено судами, причиной выдачи отрицательного санитарно-эпидемиологического заключения явилось отсутствие у ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах информации о возможности установления локальных очистных сооружений, устройства зоны санитарной охраны источника водоснабжения, способа обеспечения электроэнергией для работы оборудования объекта в связи с тем, что не предусмотрено подключение объекта к водопроводу, канализации, электроснабжению, отоплению; не указано количество боксов, характер ремонтных работ в боксах (количество боксов для ремонта, проведение окрасочных работ и т.д.); не указано расстояние до жилой застройки.
О невозможности проведения экспертизы по выбору участка под строительство и необходимости представления указанных сведений ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах письмом от 06.05.2011 N 02-06722 проинформировал заказчика проведения экспертизы по выбору спорного участка под строительство, которым в данном случае являлся Комитет земельных ресурсов администрации г. Волжский.
Администрация, будучи проинформированной о необходимости предоставления дополнительной информации в целях объективности и достоверности заключения, а также соблюдения прав и законных интересов общества, не запросила требуемых сведений у ООО "Шеврон-Авто" и не представляла их в ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах, приняв при этом оспариваемое постановление.
Общество самостоятельно обратилось в ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах, в результате чего получило санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.10.2011 N 34.12.01.000.Т.001083.10.11, из содержания которого следует, что использование земельного участка площадью 10 000 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров, гаражных боксов для хранения автомобилей на 146 единиц, СТО для ремонта автомобилей до 5 постов по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. 87-я Гвардейская, 37 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные доны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что единственным основанием для принятия постановления администрации от 29.07.2011 N 855-ГО явилось санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.06.2011 N 34.30.13.000.Т.000046.06.11, выполненное в отсутствие необходимых сведений для его принятия, учитывая наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 20.10.2011 N 34.12.01.000.Т.001083.10.11, которое не оспорено и не признано незаконным, пришли к обоснованному выводу, что постановление администрации от 29.07.2011 N 855-ГО не соответствует статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3.2 санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.04.2003, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 по делу N А12-16772/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество самостоятельно обратилось в ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском районах, в результате чего получило санитарно-эпидемиологическое заключение от 20.10.2011 N 34.12.01.000.Т.001083.10.11, из содержания которого следует, что использование земельного участка площадью 10 000 кв. м для строительства магазина непродовольственных товаров, гаражных боксов для хранения автомобилей на 146 единиц, СТО для ремонта автомобилей до 5 постов по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. 87-я Гвардейская, 37 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные доны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что единственным основанием для принятия постановления администрации от 29.07.2011 N 855-ГО явилось санитарно-эпидемиологическое заключение от 08.06.2011 N 34.30.13.000.Т.000046.06.11, выполненное в отсутствие необходимых сведений для его принятия, учитывая наличие положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 20.10.2011 N 34.12.01.000.Т.001083.10.11, которое не оспорено и не признано незаконным, пришли к обоснованному выводу, что постановление администрации от 29.07.2011 N 855-ГО не соответствует статьям 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3.2 санитарно-эпидемиологических правил "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. СП 2.2.1.1312-03", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.04.2003, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2012 г. N Ф06-4521/12 по делу N А12-16772/2011