г. Казань |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А65-22998/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Тищенко О.В., доверенность от 10.05.2012 N 292/2,
ответчика - Мешковой Г.В., доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17434,
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водоканалсервис", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Семушкин В.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-22998/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Водоканалсервис", г. Казань (ОГРН 1031626810302, ИНН 1658051052), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения, с участием третьего лица - Карпова С.Г., г. Зеленодольск Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Водоканалсервис" (далее - ОАО "Водоканалсервис", общество, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Управление, ответчик) о признании недействительным решения от 12.08.2011 по делу N 05-18/2011.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Карпова С.Г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Водоканалсервис", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва к ней, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 22.10.2010 в Управление поступило обращение Карпова С.Г., на действия ОАО "Водоканалсервис", выразившиеся в необоснованном требовании оплаты за подключение жилого дома к системам коммунального водоснабжения ОАО "Водоканалсервис", располагающихся в районе "ГПП Волна" г. Зеленодольска.
Антимонопольный орган на основании статьей 23, части 1 статьи 39, частей 1-3 статьи 41, части 1 статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), признал ОАО "Водоканалсервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части ущемления интересов Карпова С.Г. путем необоснованного и не предусмотренного федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования оплаты за подключение жилого дома Карпова С.Г. к сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Водоканалсервис".
Решением от 12.08.2011 антимонопольный орган прекратил рассмотрение дела N 05-18/2010 в связи с добровольным устранением ОАО "Водоканалсервис" нарушения часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также постановил не выдавать предписание ОАО "Водоканалсервис" и передал материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд.
Судами первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Водоканалсервис" на основании договора безвозмездного пользования от 03.09.2010 N 01/10, заключенного между Исполнительным Комитетом муниципального образования г. Зеленодольска и ОАО "Водоканалсервис", осуществляет пользование и содержание систем коммунального водоснабжения и канализации г. Зеленодольска, перечень которых определен данным договором.
С целью подключения жилого дома, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Шустова, 2-81, к системам коммунального водоснабжения, 15.09.2010 Карпов С.Г. обратился в ОАО "Водоканалсервис".
В ответе (от 29.09.2010 исх. N 01-2223) на обращение Карпова С.Г., ОАО "Водоканалсервис" сообщает о том, что для присоединения к системам коммунального водоснабжения ОАО "Водокансервис" необходимо оплатить квитанцию за присоединение к сетям (в размере 10 597 руб.) и получить разрешение на присоединение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, с целью установления доминирующего положения ОАО "Водоканалсервис" на локальном рынке услуг водоснабжения, отделом антимонопольного контроля Управления проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
В результате анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения антимонопольным органом сделан вывод, что доля ОАО "Водоканалсервис" на локальном рынке услуг водоснабжения, расположенном в г. Зеленодольск в пределах присоединенных сетей водоснабжения ОАО "Водоканалсервис", составляет 100 %.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
По результатам ознакомления с материалами аналитического отчета, составленного по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения, ОАО "Водоканалсервис" сообщает (от 25.07.2011 исх. N 2376), что общество согласно с выводами, изложенными в аналитическом отчете антимонопольного органа.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлено доминирующее положение ОАО "Водоканалсервис" на локальном рынке услуг водоснабжения, расположенном на территории г. Зеленодольск в пределах присоединенных сетей водоснабжения ОАО "Водоканалсервис".
В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, (далее - Правила предоставления технических условий) сети водоснабжения относятся к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статьей 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Порядок определения размера платы за подключение объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим, водоснабжение, установлен в подпунктах 1 и 2 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила подключения).
В силу пункта 14 настоящих Правил подключения, если подключение объекта капитального строительства (реконструкции) при увеличении его нагрузки не требует развития системы коммунальной инфраструктуры (создание или реконструкцию сетей инженерно-технического обеспечения), плата за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не взимается.
Решением Зеленодольского районного Совета от 23.11.2007 N 265 утверждена инвестиционная программа ОАО "Водоканалсервис" на 2008-2010 годы, предусматривающая технические мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности сетей ОАО "Водоканалсервис": строительство станции обезжелезивания; закольцовка водопровода г. Зеленодольска, модернизация водопровода г. Зеленодольска, модернизация водопровода п. Васильево, бурение и ремонт скважин на Восточном и Васильевском водозаборах, диспетчеризация объектов водоснабжения, замена насосов на водозаборах Западный, Восточный, Васильевский, реконструкция ВНС (насосной станции) с заменой насосов.
При этом мероприятия по увеличению мощности, пропускной способности, строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения ОАО "Водоканалсервис" в границах района ГПП "Волна" г. Зеленодольска, в котором в том числе расположен жилой дом Карпова С.Г., в Инвестиционную программу на 2008-2010 годы не были включены, что подтверждается письмом ОАО "Водоканалсервис" от 28.04.2011 (исх. N 2078).
Таким образом, подключение жилого дома Карпова С.Г., расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Шустова, 2-81, к системам коммунального водоснабжения ОАО "Водоканалсервис", должно осуществляться без взимания платы за подключение.
Между тем в ответе (от 29.09.2010 исх. N 01-2223) на обращение Карпова С.Г. (15.09.2010), ОАО "Водоканалсервис" сообщило, что для присоединения к системам коммунального водоснабжения необходимо оплатить квитанцию за присоединение к сетям (в размере 10 597 руб.) и получить разрешение на присоединение.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Карповым С.Г. представлена копия квитанции, согласно которой за присоединение к сетям водоснабжения ОАО "Водоканалсервис" требуется оплатить 10 597 руб. (т.1 л.д.45).
Следовательно, материалами дела подтверждается, что ОАО "Водоканалсервис" требовало оплаты за подключение жилого дома Карпова С.Г. к системам коммунального водоснабжения в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
ОАО "Водоканалсервис" сообщает (от 03.08.2011 исх. N 2392), что Карпову С.Г. дан ответ в форме разъяснения порядка присоединения к системе коммунального водоснабжения ОАО "Водоканалсервис", так как Карповым С.Г. при подаче заявки не были соблюдены Правила подключения, в том числе к заявлению не приложены документы, необходимые для подключения.
Согласно пункту 11 Правил подключения организация, осуществляющая эксплуатацию инженерно-технических сетей (в том числе сетей водоснабжения), обязана в течение 30 дней с даты получения от заказчика заявки и документов, указанных в пункте 10 Правил подключения, направить заказчику заполненный и подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах.
Сведения, которые должны содержаться в заявке о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения (в том числе сетям водоснабжения), регламентированы пунктом 8 Правил подключения.
Однако, как установлено судами, ОАО "Водоканалсервис" в указанном ответе не разъясняет порядок направления заявки, установленный положениями Правил подключения, а сообщает, что необходимо оплатить квитанцию и получить разрешение на присоединение.
Таким образом, судами сделан правильный вывод, что действия ОАО "Водоканалсервис" в части необоснованного и не предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации требования оплаты за подключение жилого дома Карпова С.Г. к сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Водоканалсервис", привели к ущемлению интересов собственника жилого дома, к созданию необоснованного препятствия осуществления подключения жилого дома.
Правомерно принят довод антимонопольного органа о том, что действия ОАО "Водоканалсервис", являются злоупотреблением доминирующем положением в части нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в период рассмотрения дела заявителем нарушение было устранено в добровольном порядке.
Также судами установлено, что заявителем необоснованно расширены продуктовые границы рынка в части включения в него всех потребителей в пределах присоединенных сетей в границах г. Зеленодольска. Обеспечение услугами водоснабжения организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг населению производится по специальным правилам, установленным, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установленным для оказания услуг именно для этой категории абонентов и абоненты, потребляющие воду для производственных (технических) целей промышленности, транспорта, энергетики и сельского хозяйства.
Однако ответчиком неверно определен товарный рынок как рынок услуг водоснабжения в целом.
Согласно подпункту 3.3 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в указанном пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей в данном случае для населения и иных потребителей.
Между тем, данный факт не привел к принятию неправильного решения антимонопольным органом, так как злоупотребление произошло в границах пределах присоединенных сетей в границах г. Зеленодольска, который включает в себя рынок по предоставлению услуг по водоснабжению абонентов оказывающих коммунальные услуги населению и данное обстоятельство имеет значение для определения объемов выручки.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит правомерным вывод судов первой и апелляционной инстанций, что оспариваемое решение антимонопольного органа вынесено в рамках предоставленных ему полномочий и является правомерным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А65-22998/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку в период рассмотрения дела заявителем нарушение было устранено в добровольном порядке.
Также судами установлено, что заявителем необоснованно расширены продуктовые границы рынка в части включения в него всех потребителей в пределах присоединенных сетей в границах г. Зеленодольска. Обеспечение услугами водоснабжения организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг населению производится по специальным правилам, установленным, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установленным для оказания услуг именно для этой категории абонентов и абоненты, потребляющие воду для производственных (технических) целей промышленности, транспорта, энергетики и сельского хозяйства.
...
Согласно подпункту 3.3 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в указанном пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей в данном случае для населения и иных потребителей."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2012 г. N Ф06-4759/12 по делу N А65-22998/2011