г. Казань |
|
27 июня 2012 г. |
Дело N А55-14507/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Хайруллиной Ф.В., Карповой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хамзиной Д.З. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в Арбитражном суде Самарской области представителей:
ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области -Устинова О.В., доверенность от 28.12.2011 N 12-8133,
третьего лица - муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи" городского округа Самара - Калининой Н.А., доверенность от 27.12.2011 N 1662,
в отсутствие:
заявителя - Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился,
третьего лица - муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал" - извещен, не явился,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2011 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-14507/2011
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности, обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц - муниципального медицинского учреждения "Станция скорой медицинской помощи" городского округа Самара, г. Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Ремжилуниверсал", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2011 удовлетворены требования Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) от 25.04.2011 N 01/476/2010-211 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - летний дом, площадью 18,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя "Д", и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара 03.12.2010 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - летний домик (здание), площадью 18,9 кв. м, (кадастровый номер 63:01:0000000:0:24303), расположенный по адресу: г. Самара, Самарский район, пос. Проран, о. Поджабный, литера внутренняя "Д".
Сообщением от 25.04.2011 N 01/476/2010-211 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности.
Основанием для отказа явились такие обстоятельства как: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации установлен запрет на истребование дополнительных документов-оснований, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи.
Во исполнение требований Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
На основании Закона РСФСР от 21.11.1990 N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" Советы народных депутатов в области формирования муниципальной собственности составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципального имущества от 25.10.2010 N 15-07-16/56868, кадастровый паспорт здания от 23.09.2010, технический паспорт от 26.05.2010.
Спорное нежилое здание включено в реестр муниципального имущества 17.09.1992 N 13702 на основании решения Малого Совета Самарского горсовета народных депутатов от 17.09.1992 N 222 "Об утверждении уточненного перечня муниципальной собственности г. Самары" (далее - решение N 222).
Решением N 222 в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность города Самара.
В Приложении к решению N 222 указано здравоохранение (пункт 213 - Станция скорой и неотложной медицинской помощи) по адресу: г. Самара, ул. Больничная, 2.
На основании решения Комитета по управлению имуществом г. Самары от 07.02.1994 N 128 "О закреплении муниципального имущества за муниципальным медицинским учреждением "Станция скорой медицинской помощи" заключен договор по использованию муниципального имущества на праве оперативного управления муниципальным учреждением - станцией скорой медицинской помощи.
Приказом отдела здравоохранения администрации города Самары от 18.04.1994 N 82 Станция скорой медицинской помощи переименована в муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи.
Приказами Департамента управления имуществом городского округа Самара от 07.11.2007 N 1489 и Управления здравоохранения администрации городского округа Самара от 03.10.2007 N 240 муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи города Самары переименована в муниципальное медицинское учреждение станция скорой медицинской помощи городского округа Самара.
Договором от 25.09.2000 N 0003310 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления, и Приложением N 1 к нему определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного за учреждением - муниципальное медицинское учреждение Городская медицинская станция скорой медицинской помощи г. Самары на праве оперативного управления согласно решениям Комитета по управлению имуществом от 03.02.1994 N 100, от 07.02.1994 N 128, от 15.03.2000 N 104 в соответствии с Приложениями N 1-4 к договору. Из перечня имущества по Приложению N 1 к указанному договору следует, что передана турбаза, расположенная в поселке Проран (5 домиков).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" указал, что объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В рассматриваемом случае спорный объект недвижимости является объектом, относящимся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, как объекты соцкультбыта, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Здание площадью 18,9 кв. м (летний дом) по указанному адресу 1989 года постройки.
Право муниципальной собственности на спорный объект возникло до вступления в силу Закона о регистрации.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании пункта 2 статьи 6 Закона о регистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Право муниципальной собственности на нежилое здание являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам, при этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Судами верно отмечено, что регистрирующий орган должен был принять во внимание, что спорный объект состоит на кадастровом учете в Едином государственном реестре объектов капитального строительства, указано его местоположение, из технического паспорта на указанный объект также следует, что испрашиваемый объект находится в Самарской области, г. Самара, пос. Проран, о. Поджабный, инвентарные номера объекта, площадь объекта, его назначение в кадастровом паспорте и техническом паспорте идентичны.
В силу изложенного, следует, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям статьи 18 названного закона.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных требований. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности, нарушает право на оформление муниципальной собственности, основанного на разграничении государственной собственности, препятствует реализации правомочия распоряжения собственным имуществом.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.11.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу N А55-14507/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.З. Желаева |
Судьи |
Ф.В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании пункта 2 статьи 6 Закона о регистрации государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
...
Судами верно отмечено, что регистрирующий орган должен был принять во внимание, что спорный объект состоит на кадастровом учете в Едином государственном реестре объектов капитального строительства, указано его местоположение, из технического паспорта на указанный объект также следует, что испрашиваемый объект находится в Самарской области, г. Самара, пос. Проран, о. Поджабный, инвентарные номера объекта, площадь объекта, его назначение в кадастровом паспорте и техническом паспорте идентичны.
В силу изложенного, следует, что на государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости представлены необходимые и достаточные документы, являющиеся в силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для регистрации права, и соответствующие требованиям статьи 18 названного закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2012 г. N Ф06-3811/12 по делу N А55-14507/2011