г. Казань |
|
21 июня 2012 г. |
Дело N А55-19937/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Дубининой Л.В. (доверенность от 01.04.2012),
ответчика - Воронина Д.А. (доверенность от 15.01.2011),
в отсутствие:
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-19937/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Нива", п. Тимофеевка (ОГРН 1026303943160) к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
с участием третьего лица: Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нива" (далее - заявитель, ЗАО "Нива") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий мэрии городского округа Тольятти (далее - ответчик, Мэрия), выразившихся в отказе в принятии решения о разделе земельного участка, площадью 384 478 кв.м. кадастровый номер 63:09:0000000:772, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти - принадлежащего ЗАО "Нива" на праве постоянного (бессрочного) пользования и образования 3-х земельных участков: площадью 1 770 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:875, площадью 324 340 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:876 и площадью 58 368 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:874; о признании незаконными действий Мэрии, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Нива" земельного участка, площадью 58 368 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:874, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, шоссе Обводное, восточная часть кадастрового квартала 63:090303071, западная часть квартала 63:09:0303365, западная и центральная части кадастрового квартала 63:09:0303070, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012, заявленные требований удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Мэрия просит вышеуказанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Нива" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 384 478 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:772, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования путем выкупа ЗАО "Нива" обратилось в Мэрию с заявлением (письмо исх. от 17.07.2009 N 324).
В выкупе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772 Мэрией было отказано (письмо исх. от 21.01.2010 N 278/5), поскольку часть указанного участка расположена в зоне магистральных улиц и дорог, в связи с чем отнесена к землям общего пользования и, следовательно, не подлежит приватизации.
Впоследствии ответчик, в лице Департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи обратился к ЗАО "Нива" с просьбой (письмо исх. от 03.02.2011 N 134/42-2) рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность земельных участков необходимых для размещения объектов транспортной инфраструктуры.
Для выделения земельного участка, не относящегося к землям общего пользования, и подлежащего переоформлению в собственность ЗАО "Нива" 04.02.2011 был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772.
В результате проведения государственного кадастрового учета были сформированы следующие земельные участки: земельный участок площадью 1 770 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:875; земельный участок площадью 324 340 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:876, расположенный в границах красных линий; земельный участок площадью 58 368 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:874, расположенный вне границ красных линий.
Согласно части 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) у лица, которому предоставлен на праве постоянного бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает право постоянного бессрочного) пользования, на образуемые земельные участки.
Таким образом, заявитель на основании статьи 36 ЗК РФ, пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:874, расположенный по адресу Самарская область, г. Тольятти, шоссе Обводное, восточная часть кадастрового квартала 63:09:0303071, западная часть кадастрового квартала 63:09:0303365, западная и центральная части кадастрового квартала 63:090303070, поскольку указанный земельный участок образован из земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Нива".
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
ЗАО "Нива" обратилось в Мэрию с заявлениями от 05.03.2011 N 138 и от 03.03.2011 N 125, в которых просило принять решение об образовании новых земельных участков, и переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 58 368 кв. м, кадастровый номер 63:09:0000000:874 на право собственности.
Сообщением от 16.08.2011 N 3516/5.2 Мэрия отказала в принятии решения об образовании трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772.
Сообщением от 29.08.2011 N 3669/5.2 заявителю отказано в предоставлении с собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как суд правильно определил спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности принятого решения возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия, чьи решения (действия, бездействие) оспаривается.
В обоснование правомерности оспариваемых действий Мэрия ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:874 расположен в границах двух территориальных зон, в том числе территории земель общего пользования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены требования, предъявляемые к образуемым земельным участкам. Указанные требования соблюдены при разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772, поскольку земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772, поставлены в установленном законом порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов. Вышеназванная норма не содержит указание на соблюдение границы градостроительной зоны при разделе земельного участка.
Таким образом, нахождение земельного участка на границах двух территориальных зон, не предусмотрено действующим законодательством, как основание для отказа в разделе земельного участка.
Следовательно, отказ ответчика в принятии решения об образовании трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772 противоречит статье 11.9 ЗК РФ.
Согласно схеме размещения земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874, изготовленной обществом с ограниченной ответственностью "Роспроект" на основе данных Государственного кадастра недвижимости и карты градостроительного зонирования городского округа Тольятти, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:874 не отнесен к землями общего пользования, поэтому у мэрии отсутствуют основания для отказа переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0000000:874. Причина отказа Мэрии в предоставлении земельного участка, принадлежащего ЗАО "Нива" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность - не принятие решения об образовании земельных участков из земельного участка, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ЗАО "Нива" - не является основанием, предусмотренным действующим законодательством, для отказа в переоформлении права постоянного бессрочного пользований в соответствии с действующим законодательством.
Земельное законодательство Российской Федерации не допускает возможности отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Мэрия не представила доказательств наличия обстоятельств, исключающих приватизацию земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874, в том числе доказательств, подтверждающих нахождение указанного земельного участка в границах земель общего пользования.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874, противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 - ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судебная коллегия выводы суда находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а удовлетворение заявленных требований - правомерным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств дела, установленных судом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А55-19937/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены требования, предъявляемые к образуемым земельным участкам. Указанные требования соблюдены при разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772, поскольку земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772, поставлены в установленном законом порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов. Вышеназванная норма не содержит указание на соблюдение границы градостроительной зоны при разделе земельного участка.
Таким образом, нахождение земельного участка на границах двух территориальных зон, не предусмотрено действующим законодательством, как основание для отказа в разделе земельного участка.
Следовательно, отказ ответчика в принятии решения об образовании трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:772 противоречит статье 11.9 ЗК РФ.
...
Земельное законодательство Российской Федерации не допускает возможности отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Мэрия не представила доказательств наличия обстоятельств, исключающих приватизацию земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874, в том числе доказательств, подтверждающих нахождение указанного земельного участка в границах земель общего пользования.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 63:09:0000000:874, противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 - ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2012 г. N Ф06-4572/12 по делу N А55-19937/2011