г. Казань |
|
05 июля 2012 г. |
Дело N А55-14978/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Ананьева Р. В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 (судья Холодкова Ю. Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т. С., судьи Кузнецов В. В., Холодная С. Т.)
по делу N А55-14978/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Самара (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Землемер", г. Самара (ИНН 6316012028, ОГРН 1036300551693)
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - кадастровый орган, учреждение) о признании незаконным решения от 28.04.2011 N 63-00-119/11-57960 и об обязании поставить на государственный кадастровый учет вновь сформированную часть земельного участка в соответствии с межевым планом, представленным ОАО "РЖД".
Определением от 15.09.2011 в связи с переименованием произведена замена федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области на федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ОАО "РЖД" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель является арендатором земельного участка площадью 1 240 191, 00 кв. м. с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 на основании договора аренды от 25.01.2010 N 19-2010/58, заключенного с Территориальным управлением Росимущества в Самарской области.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Арендуемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 04.08.2008, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 15.10.2010.
С целью последующего предоставления части земельного участка в субаренду заявитель обратился в кадастровый орган с заявлением от 24.12.2010 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в связи с образованием части земельного участка.
Учреждение вначале решением от 28.01.2011 N 63-00-119/11-12149 приостановило осуществление кадастрового учета в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), затем, решением от 28.04.2011 N 63-00-119/11-57960 отказало в осуществлении кадастрового учета в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 названного закона.
При этом основанием приостановления осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 явился выявленный факт наложения границ данного земельного участка на границы земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами 63:01:0101003:1, 63:01:0101003:555, 63:01:0101003:565, 63:01:0101003:590, 63:01:0101003:79, 63:01:0101003:82, 63:01:0105001:45, 63:01:0106001:3, 63:01:0106001:509, 63:01:0106001:6, 63:01:0106002:19, 63:01:0106001:7, 63:01:0106002:20, 63:01:0106002:24, 63:01:0106002:3, 63:01:0106002:31, 63:01:0106002:592, 63:01:0106002:596, 63:01:0106004:536, 63:01:0107001:513, 63:01:0107001:519, 63:01:0107001:8, 63:01:0108002:502, 63:01:0108002:531, 63:01:0108003:564, 63:01:0108004:43, 63:01:0114002:539, 63:01:0114003:34,63:01:0123001:2, 63:01:0123001:498; а основанием отказа - неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал обжалуемое решение учреждения соответствующим действующему законодательству, указал на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя обжалуемым решением.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции правомерными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Частью 2 статьи 26, частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрены условия, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ к случаям приостановления осуществления кадастрового учета относятся: если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Причиной приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 послужило выявление факта наложения границ данного земельного участка на границы смежных земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет.
Факт наложения границ находящегося в аренде у заявителя земельного участка на границы смежных земельных участков не опровергнут лицами, участвующими в деле.
Действия органов кадастрового учета по постановке смежных земельных участков на кадастровый учет в установленном порядке не оспорены.
Поскольку заявителем по кадастровому учету не были устранены причины, указанные в решении о приостановлении от 28.01.2011 N 63-00-119/11-12149, то кадастровым органом правомерно принято решение от 28.04.2011 N 63-00-119/11-57960 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Довод заявителя о том, что пересечения границ со смежными земельными участками отсутствуют в образуемой части земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:1059, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, так как в орган кадастрового учета было подано заявление об осуществлении учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 и, следовательно, проверка проводилась в отношении всего объекта кадастрового учета, а не отдельно взятой его части.
Апелляционным судом правомерно не принят довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 был поставлен на кадастровый учет и на него зарегистрировано право Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета обязан приостановить кадастровый учет в случае выявления факта пересечения одной из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, с одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Правомерно отклонены как несостоятельные доводы заявителя о нарушении требований действующего законодательства при постановке на государственный кадастровый учет смежных земельных участков, поскольку данный факт не подтвержден надлежащими доказательствами. Суд обоснованно указал, что законность постановки на государственный кадастровый учет указанных смежных земельных участков не может рассматриваться в рамках настоящего дела.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами и получивших соответствующую оценку, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу N А55-14978/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 26, частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрены условия, при которых орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ к случаям приостановления осуществления кадастрового учета относятся: если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случаев, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В силу пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
...
Апелляционным судом правомерно не принят довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:1059 был поставлен на кадастровый учет и на него зарегистрировано право Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета обязан приостановить кадастровый учет в случае выявления факта пересечения одной из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, с одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июля 2012 г. N Ф06-4809/12 по делу N А55-14978/2011