г. Казань |
|
09 июля 2012 г. |
Дело N А12-22073/2011 |
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2013 г. N 12381/12 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
заявителя - Кошелевой Г.В. (доверенность от 10.01.2012 N 2-Д),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-22073/2011
по заявлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706, ИНН 3435116011) к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624) о признании незаконным приказа, с участием заинтересованного лица: Комитета по строительству администрации Волгоградской области (ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240),
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным приказа Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области от 02.11.2011 N 353 "О приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета городским округом город Волжский".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отмене.
Как установлено судом, Межрайонным территориальным управлением Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) проведена проверка целевого и эффективного использования средств областной адресной программы "Переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории Волгоградской области с использованием средств содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010-2011 годах" и проверки обеспечения жильем граждан.
По результатам проверки 30.08.2011 и 02.09.2011 Межрайонным территориальным управлением Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) в адрес администрации направлены представления об устранении нарушений.
Администрация обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании представлений незаконными.
В рамках рассматриваемого дела определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2011 по делу N А12-16393/2011 действие представления Межрайонного территориального управления Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) от 30.08.2011 N 06-02-15/332 приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А12-16393/2011.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.10.2011 действие представления Межрайонного территориального управления Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) от 02.09.2011 N 06-02-15/44 приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А12-16393/2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2010 по делу N А12-16393/2011, вступившим в законную силу, признаны недействительными представления Межрайонного территориального управления Комитета бюджетно-финансовой политики администрации Волгоградской области (межрайонное территориальное управление N 6) от 30.08.2011 N 06-02-15/332 и от 02.09.2011 N 06-02-15/344 внесенные в адрес администрации.
Руководителем Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области издан приказ от 02.11.2011 N 353 "О приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из областного бюджета в связи с нецелевым использованием средств областного бюджета городским округом город Волжский".
Приказом, изданным на основании пункта 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено приостановление (сокращение) с 02.11.2011 предоставление субсидии на обеспечение сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов (городских округов) (1403 5222104 010 251), предназначенной бюджету городского округа город Волжский Волгоградской области на сумму 6 916 978,0 рублей, в связи с выявлением факта нецелевого использования средств областного бюджета, выделенных на строительство жилых помещений в рамках областной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2010 - 2011 годах", утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 29.03.2010 N 79-П.
Вынесение указанного приказа от 02.11.2011 N 353 послужило основанием для обращения администрации с заявленными требованиями в Арбитражный суд Волгоградской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды обеих инстанций прекратили производство по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Суды указали, что процесс межбюджетного регулирования регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, который не предусматривает возможности рассмотрения арбитражным судом споров между муниципальным образованием и органом государственной власти субъекта Российской Федерации по поводу предоставления субсидий и названным нормативным актом не установлена подведомственность подобных споров арбитражным судам.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм арбитражного процессуального законодательства следует: определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 N 4757/07).
В частности, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Использование бюджетных средств органами местного самоуправления является экономической сферой их деятельности. Как видно из материалов дела, оспариваемое решение принято в сфере бюджетно-финансовых отношений и связано с экономической деятельностью органов местного самоуправления. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду в соответствии со статьями 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды обеих инстанций прекращая производство по делу пришли к ошибочному выводу о неподведомственности арбитражному суду данного спора.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в Арбитражный суд Волгоградской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по делу N А12-22073/2011 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело направить для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм арбитражного процессуального законодательства следует: определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 N 4757/07).
...
Использование бюджетных средств органами местного самоуправления является экономической сферой их деятельности. Как видно из материалов дела, оспариваемое решение принято в сфере бюджетно-финансовых отношений и связано с экономической деятельностью органов местного самоуправления. Характер спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - подведомственности арбитражному суду в соответствии со статьями 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 июля 2012 г. N Ф06-4393/12 по делу N А12-22073/2011
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2013 г. N 12381/12 настоящее постановление оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7061/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11
26.02.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12381/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
12.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12381/12
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4393/12
12.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2203/12
08.02.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-22073/11