г. Казань |
|
10 июля 2012 г. |
Дело N А55-15767/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А. А.,
судей Хайруллиной Ф. В., Ананьева Р. В.,
при участии представителя:
заявителя - Шанталиной Ю. А., доверенность от 17.05.2012 N 270,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011 (судья Стенина А. В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 (председательствующий судья Рогалева Е. М., судьи Бажан П. В., Марчик Н. Ю.)
по делу N А55-15767/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" г. Брянск (ОГРН 1023202736754) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа от 13.05.2011 N 08/016/2011-474 в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности, с участием третьих лиц: Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара, администрации Сызранского района Самарской области, г. Сызрань,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы "Дружба" (далее - общество, заявитель, ОАО "МН "Дружба") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 13.05.2011 N 08/016/2011-474 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:0304004:1012, незаконным, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области зарегистрировать право собственности ОАО "МН "Дружба" на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:0304004:1012 на основании ранее представленных документов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, ОАО "МН "Дружба" создано в результате приватизации государственного предприятия производственное объединение магистральных нефтепроводов "Дружба".
На основании решения от 13.05.1992 N 118 ЛПДС Сызрань нефтепровода "Дружба" предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 35,83 га для производственных целей.
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 06.12.2010 N 1029 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ЛПДС "Сызрань" нефтепровода "Дружба" на земельный участок площадью 7589 кв. м (государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей серии САМ N 33-0000-1393), в частную собственность ОАО "МН "Дружба" продан земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район с кадастровым номером 63:33:0304004:1012 площадью 7589 кв. м. под объектами ОАО "МН "Дружба".
Между заявителем и администрацией Сызранского района Самарской области заключен договор купли-продажи от 06.12.2010 земельного участка площадью 7589 кв. м с кадастровым номером 63:33:0304004:1012, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, относящийся по категории к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и иного специального назначения.
31.03.2011 общество обратилось с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок.
11.04.2011, 05.05.2011 государственная регистрация была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), в том числе по основанию невозможности однозначно идентифицировать объекты недвижимого имущества заявителя, расположенные на спорном участке, и наличие оснований полагать, что испрашиваемый земельный участок является собственностью Российской Федерации.
Сообщением от 13.05.2011 N 08/016/2011-474 заявителю отказано в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании абзаца 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ по основаниям, указанным в решении о приостановлении регистрации.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствуют требованиям действующего законодательства и препятствуют заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности.
Из пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
Согласно пункту 2 статьи 16 и пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор от 06.12.2010 купли-продажи земельного участка, заключенного с администрацией Сызранского района Самарской области, согласно которому предметом является объект недвижимого имущества - спорный земельный участок.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью.
Подпункты 1, 2 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
При этом к магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, неположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на сдельные предприятия (приказ Росстата от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год").
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основными видами деятельности общества является эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта, транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа, и продуктов их переработки, хранение нефти, газа и продуктов их переработки, реализация нефти, газа и продуктов их переработки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" объекты (в том числе база нефтепродуктов, площадки производственные, резервуары и другие емкости), расположенные на земельном участке являются имуществом, относящемся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
Учитывая, что в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте земельного участка на листе ВЗ содержится информация об объектах недвижимого имущества, государственным регистратором правомерно указано на наличие оснований предполагать, что указанный земельный участок может являться собственностью Российской Федерации.
Для получения дополнительных сведений государственным регистратором был направлен запрос в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно отзыву Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:33:0304004:1012 по указанному адресу является федеральной собственностью, полномочия по распоряжению указанным участком муниципальному району Сызранскому Самарской области Территориальным управлением не предоставлялись.
В суд апелляционной инстанции, по его запросу, ОАО "МН "Дружба" представлено распоряжение Министерства имущественных отношений Самарской области от 04.03.2001 N 517-Р "О подтверждении права собственности Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" на недвижимое имущество", которым утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия ПО МП "Дружба" по состоянию на 01.07.1992. В названном акте имеется ссылка на находящееся на испрашиваемом земельном участке здание склада ГСМ, которое является объектом, предназначенным для эксплуатации, содержания сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, то есть имуществом, относящимся к магистральным нефтепроводам, что предполагает в соответствии с частью 4 статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, нахождение земельного участка, занятого им, в федеральной собственности.
Таким образом, регистрирующий орган правильно отказал в государственной регистрации, сославшись на то, что у администрации Сызранского района отсутствовали полномочия на продажу находящегося в федеральной собственности земельного участка.
Отклоняя доводы общества о том, что нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение его в собственность с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества и, тем более, их государственной регистрацией, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что у регистрирующего органа были предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации, поскольку несмотря на наличие у общества права на приобретение земельного участка в связи с наличием у него права постоянного (бессрочного) пользования, договор купли-продажи заключен со стороны продавца неуполномоченным продавцом - администрацией Сызранского района Самарской области.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, кадастровый номер 63:33:0304004:1012, соответствует действующему законодательству, основания для его признания недействительным у судов первой и кассационной инстанций отсутствовали.
В силу статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами и получивших соответствующую оценку, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу N А55-15767/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А. А. Хайбулов |
Судьи |
Ф. В. Хайруллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В суд апелляционной инстанции, по его запросу, ОАО "МН "Дружба" представлено распоряжение Министерства имущественных отношений Самарской области от 04.03.2001 N 517-Р "О подтверждении права собственности Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы "Дружба" на недвижимое имущество", которым утвержден акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия ПО МП "Дружба" по состоянию на 01.07.1992. В названном акте имеется ссылка на находящееся на испрашиваемом земельном участке здание склада ГСМ, которое является объектом, предназначенным для эксплуатации, содержания сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта, то есть имуществом, относящимся к магистральным нефтепроводам, что предполагает в соответствии с частью 4 статьи 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, нахождение земельного участка, занятого им, в федеральной собственности.
Таким образом, регистрирующий орган правильно отказал в государственной регистрации, сославшись на то, что у администрации Сызранского района отсутствовали полномочия на продажу находящегося в федеральной собственности земельного участка.
Отклоняя доводы общества о том, что нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не связывают возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение его в собственность с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества и, тем более, их государственной регистрацией, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что у регистрирующего органа были предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации, поскольку несмотря на наличие у общества права на приобретение земельного участка в связи с наличием у него права постоянного (бессрочного) пользования, договор купли-продажи заключен со стороны продавца неуполномоченным продавцом - администрацией Сызранского района Самарской области.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 июля 2012 г. N Ф06-5077/12 по делу N А55-15767/2011
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13517/12
08.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13517/12
10.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5077/12
19.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-479/12
15.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15767/11