г. Казань |
|
12 июля 2012 г. |
Дело N А12-16661/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя:
ответчика - Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Пригарина Д.В. (доверенность от 18.01.2011 N 10),
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
остальных ответчиков - извещены, не явились,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012 (судья Милованова И.В.)
по делу N А12-16661/2011
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "Стройпроект" к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда об определении принадлежности всех участков тепловых сетей.
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, муниципальное унитарное предприятие "Краснооктябрьское районное бюро технической инвентаризации",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проектно-изыскательский институт "Стройпроект" (далее - истец, ООО "ПИИ "Стройпроект") обратилось в Арбитражного суда Волгоградской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - МИФНС N 9 по Волгоградской области), Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - ДМИ администрации Волгограда), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда), в котором просило: определить принадлежность все участков тепловых сетей. Определить решением суда зону ответственности за содержание тепловых сетей всех участников указанных правоотношений, определить участки трубопровода тепловой сети в соответствии с "Паспортом трубопровода тепловой сети от камеры ТК179Д". Обязать данные предприятие принять тепловые сети на баланс. Обязать МУП "ВКХ" изготовить новый акт разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности; устранить препятствия осуществления права собственности и владения и отсоединить (ликвидировать врезку в точке подключения ТК 179А) от сети "трубопровода тепловой сети от камеры ТК 179Д до ввода в здание ООО "ПИИ "Стройпроект", расположенного по адресу: пр. Ленина, 67 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, регистрационный N 39-ТУ-07422-2009", находящегося в зоне владения и обслуживания ООО "ПИИ "Стройпроект" - МИФНС N 9 по Волгоградской области; в случае дальнейшего пользования сетью ответчиками - обязать заключить договора на подключение к "трубопроводу от сети камеры ТК 179Д до ввода в здание ООО "ПИИ "Стройпроект", расположенного по адресу: пр. Ленина, 67 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда, регистрационный N 39-ТУ-07422-2009", находящегося в зоне владения и обслуживания ООО "ПИИ "Стройпроект" - МИФНС N 9 по Волгоградской области.
До рассмотрения спора по существу истец уточнял исковые требования и просил обязать ДМИ администрации Волгограда принять трубопровод тепловой сети от камеры ТК 179Д до ТК 179А включительно в муниципальную собственность.
От остальной части заявленных требований истец отказался.
Указанные уточнения были приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 10.02.2012 Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил исковые требования частично, обязав ДМИ администрации Волгограда принять в муниципальную собственность сети трубопровод тепловой сети от камеры ТК 179Д до ТК 179А включительно. В остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции законность обжалуемого по делу решения от 10.02.2012 не проверялась.
ДМИ администрации Волгограда обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
МИФНС N 9 по Волгоградской области также считает решение суда первой инстанции от 10.02.2012 подлежащим отмене по основаниям, изложенным в своем отзыве на кассационную жалобу.
ООО "ПИИ "Стройпроект" и остальные ответчики и третьи лица отзывы на кассационную жалобу суду не представили.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ДМИ администрации Волгограда в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.02.2008 серии 34 АА N 599381, выданному взамен свидетельства от 21.11.2005 серии 34 АА N 044904 ООО ПИИ "Стройпроект" на праве собственности принадлежит встроенное нежилое помещение, назначение: общественное питание, общей площадью 2198,3 м2, этаж: подвал, 1, 2.
16.06.2009 между ООО ПИИ "Стройпроект" (абонент) и МУП "ВКХ" (предприятие) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 001096, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в горячей воде в соответствии с графиком ее подачи в течении срока действия договора, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности между МУП "ВКХ" и ООО ПИИ "Стройпроект" от 2009 года, за техническое состояние трубопроводов отопления от задвижек в тепловой камере ТК 179Д до наружной грани стены здания ООО ПИИ "Стройпроект", узла герметизации ввода и внутренней системы отопления здания по адресу: пр. Ленина, 67 несет ответственность ООО ПИИ "Стройпроект".
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что бремя несения расходов на обслуживание данных сетей несет истец, в то время как МУП "ВКХ" использует сети, заключив государственный контракт энергоснабжения тепловой энергией на 2011 год с МИФНС N 9 по Волгоградской области, присоединив федеральный орган в сети ООО ПИИ "Стройпроект".
В обоснование своего требования истец ссылался на то, что многократно пытался урегулировать вопрос о возмещении своих затрат на содержание сетей с МУП "ВКХ" путем составления нового акта раздела границ ответственности за состояние сетей, однако письмом от 03.05.2011 N ВКХ/1796-11 МУП "ВКХ" сообщило, что акт раздела границ между сторонами оформлен в 2009 году и подписан без замечаний, в связи с чем считает, что акт раздела выполнен корректно.
Письмом от 07.05.2010 N 6191 ДМИ администрации Волгограда сообщил, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности между МУП "ВКХ" и ООО ПИИ "Стройпроект" за техническое состояние трубопроводов отопления от задвижек в тепловой камере ТК 179Д до наружной грани стены здания по пр. Ленина, 67 узла герметизации ввода внутренней системы отопления несет ответственность ООО ПИИ "Стройпроект". Кроме того, тепловая трасса не участвует в теплоснабжении объектов жилищно-коммунального и социального назначения и не влияет на надежность системы теплообеспечения города.
Письмом от 19.04.20109 N ДЖКХ/03-3334 Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда сообщил, что за время эксплуатации по причине отсутствия надлежащего эксплуатационно-технического обслуживания данный объект был доведен до аварийного состояния, износ 100 % и необходимо проведение капитального ремонта сети. В связи с чем попытка ООО ПИИ "Стройпроект" передать данное имущество в муниципальную собственность в существующем виде без проведения ремонтно-восстановительных работ предусматривает перекладывание на муниципалитет всех затрат, необходимых на приведение данного имущества в надлежащее техническое состояние, что является нарушением действующего законодательства. Однако при приведении данного имущества в технически исправное состояние, муниципалитет готов вернуться к повторному рассмотрению вопроса приема-передачи в муниципальную собственность указанной сети теплоснабжения по пр. Ленина, 67.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае на истца, который располагается в здании по пр. Ленина, 67, принадлежащего ему на праве собственности, фактически возложена обязанность по содержанию участка сети теплоснабжения в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
Отсюда следует, что законодатель не относит к муниципальной собственности только те объекты инженерной инфраструктуры, которые входят в состав имущества предприятия.
В пункте 2 Положения о порядке передач и объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (регламентировавшим названный порядок вплоть до 14.07.2006) указано, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально -культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых пред приятий", в том числе сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Таким образом, обязанность ДМИ администрации Волгограда по принятию тепловых сетей в муниципальную собственность возникла в силу прямого указания закона.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 Положения о порядке передач и объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 органы местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты государственной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Актом разграничения балансовой принадлежности тепловая сеть ООО "ПИИ "Стройпроект" признана начинающейся от выходного фланца задвижки на подающем и входного фланца задвижки на обратном трубопроводах отопления в тепловой камере ТК 179 и оканчивающейся у наружной грани стены здания по адресу: пр. Ленина, 67. Однако доказательства передачи тепловых сетей собственнику здания на том или ином вещном праве отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в данной ситуации правовых оснований для возложения на коммерческую организацию функции по содержанию тепловых сетей, не относящихся к ее имуществу и не находящихся на ее территории, не усматривается.
Доказательств обратного вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
В письме от 01.02.2012 Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области сообщается, что в реестре объектов государственной собственности Волгоградской области тепловые сети, обслуживающие здание по пр. Ленина, д. 67, не числятся.
Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области письмом от 19.01.2012 N ИП-04/378 сообщило, что сведения о тепловых сетях, расположенных по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 67, для внесения в реестр федерального имущества юридическими лицами не представлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к обоснованному выводу, что участок трубопровода тепловой сети от камеры ТК 179Д до ТК 179А включительно подлежит передаче в муниципальную собственность.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения норм процессуального права, выразившееся в неправомерном принятии уточнений исковых требований по делу, отклоняется судом кассационной инстанции в связи с тем, что в данной ситуации нарушение порядка применения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует, поскольку основание иска указанными уточнениями не меняется.
Остальные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу решения от 10.02.2012 коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2012 по делу N А12-16661/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 Положения о порядке передач и объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 органы местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты государственной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
...
Территориальное управление Росимущества в Волгоградской области письмом от 19.01.2012 N ИП-04/378 сообщило, что сведения о тепловых сетях, расположенных по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 67, для внесения в реестр федерального имущества юридическими лицами не представлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1, Арбитражный суд Волгоградской области пришел к обоснованному выводу, что участок трубопровода тепловой сети от камеры ТК 179Д до ТК 179А включительно подлежит передаче в муниципальную собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2012 г. N Ф06-4846/12 по делу N А12-16661/2011