г. Казань |
|
12 июля 2012 г. |
Дело N А12-21844/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Дериглазова Д.А., доверенность от 23.04.2012 N 152,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2012 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-21844/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Российская инновационная топливно-энергетическая компания", г. Волгоград, (ИНН 7736036626, ОГРН 1028601440955) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2012 заявленные открытым акционерным обществом "Российская инновационная топливно-энергетическая компания" (далее - ОАО "РИТЭК") требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - ТУ Росимущества в Волгоградской области), выразившиеся в непредоставлении ОАО "РИТЭК" договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100028:1399 и 34:28:100028:1340 (предыдущий кадастровый номер 34:28:100028:98), как несоответствующее пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В порядке устранения нарушенного права в соответствии с частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации суд обязал ТУ Росимущества в Волгоградской области принять решение по переоформлению ОАО "РИТЭК" права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровым номером 34:28:100028:1399, площадью 24 342 кв. м (предыдущий кадастровый номер 34:28:100028:98) и кадастровым номером 34:28:100028:1340, площадью 43 660 кв. м (предыдущий кадастровый номер 34:28:100028:98), расположенные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 0,5 км по направлению на запад от ориентира п. 2-я Пятилетка, расположенного за пределами участка для размещения туристической базы отдыха "Нефтяник" и "Комплекса зданий производственно-технического офиса N 4" на право аренды земельных участков, и в течение месяца подготовить проект договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100028:1399 и 34:28:100028:1340 и направить в адрес заявителя.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Волгоградской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ОАО "РИТЭК" в полном объеме.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "РИТЭК" было реорганизовано в форме присоединения к нему открытого акционерного общества "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" и является правопреемником всех прав и обязанностей имущественного и неимущественного характера последнего.
ОАО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз" образовалось путем реорганизации в форме преобразования общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтегаз", которое было образовано путем выделения из состава общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и является правопреемником его части прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" является правопреемником открытого акционерного общества "Нижневолжскнефть", которое в свою очередь является правопреемником акционерного общества открытого типа "Нижневолжскнефть", которое было образовано в процессе приватизации государственного производственного объединения "Нижневолжскнефть", что подтверждается решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 20.05.1994 N 292, а также учредительными документами.
Государственному производственному объединению "Нижневолжскнефть", правопреемником которого является ОАО "РИТЭК", 08.07.1993 был выдан государственный акт на право бессрочного пользования земельным участком площадью 6,8 га под базу отдыха, находящуюся в Среднеахтубинском районе Волгоградской области. В соответствии со статьей 58, пунктом 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит к реорганизованному юридическому лицу (универсальное правопреемство). В этом случае законодательством не предусмотрено переоформление права бессрочного пользования земельным участком на правопреемника. Указанное право по основаниям, предусмотренными статьи 45 ЗК РФ, не прекращалось.
ОАО "РИТЭК" 02.06.2011 направило в ТУ Росимущества в Волгоградской области заявление о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 34:28:100028:1399 и 34:28:100028:1340 (предыдущий кадастровый номер 34:28:100028:98), которое поступило в ТУ Росимущества в Волгоградской области 10.06.2011. К заявлению были приложены следующие документы: копии свидетельств о государственной регистрации права, копии технических паспортов на объекты недвижимого имущества, копии кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества, копии кадастровых паспортов на земельные участки, копия Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Раздел земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:98 осуществлен на основании распоряжения ТУ Росимущества по Волгоградской области от 25.08.2008 N 788-р. В результате были сформированы два участка с вышеуказанными кадастровыми номерами в границах земельного участка площадью 6800 кв. м.
Письмами от 18.10.2011 N 10/13248 и от 20.10.2011 N 10/13364 ТУ Росимущества в Волгоградской области возвратило ОАО "РИТЭК" пакет документов, представленный заявителем в подтверждение права на заключение договоров аренды. К ранее представленным документам по земельному участку с кадастровым номером 34:28:100028:1400 ТУ Росимущества в Волгоградской области от ОАО "РИТЭК" затребованы свидетельства о праве собственности на световые опоры и септик, как объекты недвижимости или документы о непринадлежности к таковым (письмо от 20.10.2011 N 10/13364). По земельному участку с кадастровым номером 34:28:100028:1399 ТУ Росимущества в Волгоградской области от ОАО "РИТЭК" затребованы свидетельства о праве собственности на здание бани-сауны, вольера для животных, теннисный корт, пожарные емкости, насосные станции, колодцы водяные, пруды с водопадами и мостиками, беседки, замощения, береговое укрепление водоема, ограждение с воротами и калитками, опоры световые (письмо от 18.10.2011 N 13248). По мнению ТУ Росимущества в Волгоградской области, ОАО "РИТЭК" не в полном объеме представлены документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемых земельных участках, что исключает в соответствии со статьей 36 ЗК РФ право заявителя на приобретение данных земельных участков. Иных требований либо выявленного несоответствия поданного заявления и документов к нему предъявляемым требованиям не указано.
ТУ Росимущества сослалось на то, что в ходе осмотра земельных участков установлено нахождение на земельных участках объектов недвижимости, что отражено в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если имеются следующие основания: не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции действующий на момент обращения) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Частью 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, что установлено частью 6 статьи 36 Кодекса.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 7 статьи 36 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в соответствии с частью 8 статьи 36 Кодекса в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С учетом изложенных норм суды пришли к верному выводу, что пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрены самостоятельные основания для приобретения земельного участка на праве аренды или в собственность. Данное основание не находится в прямой взаимосвязи с наличием или отсутствием на испрашиваемом земельном участке на праве собственности объектов недвижимости.
Статья 36 ЗК РФ в данном случае применяется в части установления порядка принятия решения о предоставления земельного участка.
Выводы судов не противоречат пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому суды, рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Лицо, имеющее права приобрести земельный участок в собственность либо на условиях аренды, не должно подтверждать то обстоятельство, что на указанном участке имеются принадлежащие ему на праве собственности объекты. Статья 36 ЗК РФ регулирует порядок принятия решения о предоставления земельного участка. Такой порядок применим не только к лицам, имеющим на праве собственности объект недвижимости, но и в силу прямого указания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - к лицам, приобретающим право собственности либо аренды по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность или на условиях аренды.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрены специальные условия переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Кодекса (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
Отсутствие на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего истцу на праве собственности, не может служить препятствием для переоформления им права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, следует учитывать, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Нормами земельного законодательства не предусмотрен возврат документов, направленных юридическим лицом для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком без принятия соответствующего решения.
При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Довод ТУ Росимущества в Волгоградской области о неподтверждении заявителем права собственности на часть объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, в данном случае не имеет правового значения.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Волгоградской области имеется бездействие, выраженное в нерассмотрении заявления ОАО "РИТЭК" о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, как противоречащее требованиям статьи 36 ЗК РФ, статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Указанное бездействие ограничивает право общества на приобретение земельных участков в аренду.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N ВАС-3722/10, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2012 по делу N А12-19986/2011
Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд правомерно указал на то, что в соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ для предоставления земельного участка в собственность орган государственный орган должен принять соответствующее решение, а затем осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В порядке восстановления нарушенного права арбитражный суд возложил на ТУ Росимущества в Волгоградской области обязанность принять решение о предоставлении обществу испрашиваемых земельных участков в аренду и осуществить предусмотренные статьей 36 ЗК РФ меры по заключению с обществом договора аренды земельных участков.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали верный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.02.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2012 по делу N А12-21844/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Волгоградской области имеется бездействие, выраженное в нерассмотрении заявления ОАО "РИТЭК" о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, как противоречащее требованиям статьи 36 ЗК РФ, статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ. Указанное бездействие ограничивает право общества на приобретение земельных участков в аренду.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N ВАС-3722/10, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2012 по делу N А12-19986/2011
Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права, суд правомерно указал на то, что в соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ для предоставления земельного участка в собственность орган государственный орган должен принять соответствующее решение, а затем осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В порядке восстановления нарушенного права арбитражный суд возложил на ТУ Росимущества в Волгоградской области обязанность принять решение о предоставлении обществу испрашиваемых земельных участков в аренду и осуществить предусмотренные статьей 36 ЗК РФ меры по заключению с обществом договора аренды земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 июля 2012 г. N Ф06-5104/12 по делу N А12-21844/2011