г. Казань |
|
18 июля 2012 г. |
Дело N А55-16593/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
заявителя - Плотноковой Н.В. (доверенность от 20.07.2011 N 512),
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2011 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу N А55-16593/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) в лице Самарского филиала, г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ИНН 6315300805, ОГРН 1046300456234) о признании незаконным и отмене акта проверки, предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Самарского филиала (далее - ОАО "Ростелеком", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании акта Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) от 20.05.2011 N 03/В-05 и предписания от 20.05.2011 N 5 незаконными и их отмене.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным предписание Министерства от 20.05.2011 N 5 об устранении нарушения лесного законодательства. Производство по делу в части признания незаконным акта проверки Министерства от 20.05.2011 N 03/В-05 прекратил.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как установлено судом, на основании распоряжения Министерства от 11.05.2011 N 199 проведена проверка соблюдения обществом лесного законодательства.
По результатам проверки составлен акт N 03/В-05 и вынесено предписание от 20.05.2011 N 5 об устранении нарушений лесного законодательства.
Оспариваемое предписание от 20.05.2011 N 5 содержит ссылку на статьи 9, 45, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также обязывает заявителя заключить договор аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи в качестве конкретного мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Полагая требования оспариваемого предписания противоречащими действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями статей 9, 21, 24, 45, 71, 81, 82, 83, 94, 96 ЛК РФ, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 (далее - Правила), а также принимая во внимание Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для понуждения общества к заключению договора аренды лесных участков.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерство настаивает на своей позиции, полагая выводы судов ошибочными. Как считает заявитель кассационной жалобы, отсутствие надлежащим образом оформленного договора аренды будет противоречить нормам действующего законодательства, в том числе статьям 9, 45, 94 ЛК РФ, предусматривающих платность использования лесов.
Суд кассационной инстанции считает выводами судов обеих инстанций правомерными по следующим основаниям.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЛК РФ на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ.
Системный анализ статьи 21, пункта 1 статьи 24, пункта 4 статьи 45 ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что положения ЛК РФ предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
К линейным объектам, подпункт 4 пункт 1 статья 21 ЛК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", относит линии электропередач, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
С целью обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушит нормальную работу сети связи Российской Федерации, нанесет ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, утверждены Правила их охраны. Соблюдение данных Правил является обязательным для всех физических и юридических лиц вне зависимости от места нахождения, ведомственной принадлежности и формы собственности. Более того, организации - владельцы сетей связи на основании Правил, норм и правил технической эксплуатации сетей связи общего пользования разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи.
Предприятия, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации, обязаны содержать трассы линий связи в безопасном в пожарном отношении состоянии, расчищать их от кустарников и деревьев. Кроме того, они должны поддерживать установленную подпунктом "б" пункта 4 Правил ширину просек.
При этом в соответствии с пунктом 40 Правил техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно-восстановительных работ право беспрепятственного проезда в охранные зоны независимо от формы собственности на землю.
Если линии связи и линии радиофикации проходят по территориям запретных (пограничных) полос и специальных объектов, а также по землям собственников землевладельцев, землепользователей, арендаторов), то они должны выдавать техническому персоналу пропуска (разрешения) для проведения осмотров и работ в любое время суток без взимания платы за право прохода (проезда).
Как обоснованно указали суды, законом не разрешено препятствовать организации-собственнику линий связи в выполнении им работ по обслуживанию и ремонту объектов связи.
Таким образом, действующие нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, допускают использование лесных участков (в указанных целях) без предоставления лесных участков, поэтому выводы судов об отсутствии обязанности заключить договор аренды лесных участков правомерны.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости заключения договора аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи также противоречат статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Нормативно-правовыми актами в Российской Федерации не предусмотрена обязанность по заключению договора аренды лесного участка при условии нахождения в земле кабеля связи.
Доводов, влияющих на законность обжалуемых судебных актов и являющихся основанием в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для их отмены либо изменения, из кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2012 по делу N А55-16593/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЛК РФ на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ.
Системный анализ статьи 21, пункта 1 статьи 24, пункта 4 статьи 45 ЛК РФ позволяет сделать вывод о том, что положения ЛК РФ предусматривают возможность использования лесных участков для эксплуатации линейных объектов без их предоставления.
К линейным объектам, подпункт 4 пункт 1 статья 21 ЛК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2009 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", относит линии электропередач, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости заключения договора аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи также противоречат статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2012 г. N Ф06-6027/12 по делу N А55-16593/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6027/12
14.05.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4284/12
02.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-988/12
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-16593/11